В ожидании кризиса
Больше половины россиян считают, что западные санкции могут вызвать финансовый кризис, при этом каждому четвертому уже пришлось изменить свои потребительские привычки. И элиты, и население начинают осознавать масштаб влияния санкций, но политические последствия для власти могут наступить, только если население сочтет виновным ее, а не «недругов России», указывает эксперт.
Санкции против России могут повлиять на ее финансовую систему и породить в стране финансовый кризис, считают более половины россиян (52%), свидетельствует всероссийский опрос, проведенный в октябре Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) . Еще в мае о вероятности такой угрозы говорила треть опрошенных (33%). Число пессимистов в Москве значительно больше, чем по остальной России – 69%. Доля москвичей, считающих, что санкции не могут вызвать кризис, вдвое меньше аналогичной доли россиян (16% и 37% соответственно).
Граждане увидели практические последствия как санкций, так и в не меньшей степени антисанкций, выразившиеся в изменении курса валют и исчезновении привычных продуктов с прилавков, говорит руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова.
В мае подавляющее число россиян говорили, что не перестали и не намерены отказываться из-за санкций от каких-либо финансовых услуг – кредитов, депозитов, страховок и т.п. (97%). В октябре 7% опрошенных заявили, что уже отказались, а еще 20% – задумываются об отказе от подобного рода услуг. Еще в мае доля тех, кто пошел на самоограничения, была меньше статпогрешности: 1% и 2% соответственно. Сейчас в Москве доля таких «отказников» еще выше – перестали пользоваться финансовыми услугами 17%, раздумывают об этом 27%.
В целом по России финансовыми услугами пользуются около 75–80% россиян, по Москве эта цифра достигает почти 90%, напоминает Лобанова.
Хотя большинству россиян пока не пришлось отказываться от привычек, связанных с приобретением товаров или услуг и осуществлением финансовых операций из-за нынешней экономической ситуации (70%), четверть россиян были вынуждены изменить свое поведение. В частности, каждый десятый (на вопрос можно было дать несколько ответов) стал покупать более дешевые продукты/марки, еще почти столько же говорят, что сократили объем покупок и начали вести хозяйство экономнее. По 4% опрошенных в связи с экономической ситуацией начали копить или увеличили откладываемую сумму. По 3% отказались от крупных покупок, поездок за рубеж или финансовых продуктов. Количество москвичей, которые поменяли свои потребительские привычки, больше россиян в целом – к примеру, меньше покупок стали совершать 13% жителей столицы.
Реального желания сберегать не наблюдается, указывает зампред правления Абсолют Банка Татьяна Ушкова: объем депозитов физических лиц в банках, по данным ЦБ, с начала года вырос на 1%. Можно предположить, что граждане стали активно вкладываться в другие инструменты – например, в недвижимость, товары длительного пользования, считает она. В то же время кредитная активность клиентов в последние месяцы сокращается, сообщил РБК директор департамента розничных продаж ЮниКредит Банка Иван Матвеев.
И элиты, и население начинают ощущать, что последствия санкций могут оказаться более масштабными, чем первоначально предполагалось, говорит политолог Михаил Виноградов. Вопрос в том, как интерпретирует общественное мнение такие события: в 98-м году кризис вызвал политический дефолт, а в 2008-м, наоборот, только повысил рейтинги власти, которая позиционировала себя как единственного защитника. Все будет зависеть от того, кого население сочтет виновным за ухудшение экономической ситуации и снижение доходов – власть или «недругов России», резюмирует он.