Почему сбор с торговли не угрожает добросовестным налогоплательщикам
Новый муниципальный сбор с розничных предприятий, который может быть введен в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе в 2015 году, направлен прежде всего против тех предпринимателей, которые уклоняются от уплаты налогов. Для тех, кто работает «по-белому» и зарабатывает сколько-нибудь разумные деньги, он не повысит налоговую нагрузку.
Сбор для уклонистов
Госдума приняла во втором чтении поправки в Налоговый кодекс, позволяющие представительным органам власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вводить на своей территории новый торговый сбор. Он взимается в привязке к объекту, через который ведется торговая деятельность (объекты стационарной или нестационарной торговой сети, склады, имущественные комплексы, где размещаются розничные рынки); взимается фиксированная сумма в увязке с площадью объекта. А главное, его сумма вычитается из сумм налогов на прибыль и доходы – налога на прибыль организаций, НДФЛ, единого налога по упрощенной системе налогообложения (УСН).
Иными словами, если компания или предприниматель показывают в налоговом учете сколь бы то ни было разумные суммы налогов, исчисляемых от финансового результата (фактического или вмененного), то новый торговый сбор не увеличит их налоговую нагрузку: он полностью будет принят к вычету по соответствующему налогу.
Другое дело, если организации и предприниматели сводят результат «в ноль» – собственно, на них-то торговый сбор и нацелен. Это первый шаг на пути к выравниванию фактического уровня налоговой нагрузки между условно «белым» сектором розничной торговли и его «серо-черными» конкурентами, которые пользуются естественными ограничениями налогового контроля: им малый (а заодно и немалый, состоящий из десятков и сотен «малых» юрлиц) бизнес практически не охвачен.
Естественно, сбор окажется дополнительной налоговой нагрузкой и для бизнеса, находящегося в своей «планово-убыточной» фазе, что, с одной стороны, увеличит сроки выхода на самоокупаемость, а с другой – даст более реалистичную оценку сроков окупаемости проекта. Сбор фактически устанавливает рентную плату за использование инфраструктуры мегаполиса. Это фиксированный рентный платеж, и именно поэтому превышение суммы сбора над суммой налога (если сбор окажется выше) не приведет ни к возврату, ни к переносу превышения на будущие периоды.
От каждого – по возможностям
Предельные размеры ставок сбора установлены в прямой привязке к ставкам популярной среди предпринимателей патентной системы налогообложения (ПСН). Они не могут превышать ставок, установленных для идентичных видов деятельности в региональных законах о ПСН. (А в случае покупки предпринимателем патента от уплаты сбора он освобождается.) Это, безусловно, важный сдвиг по сравнению с первоначальной версией законопроекта, которая подверглась критике прежде всего по причине высокого размера ставок. Впрочем, сбор потребует дальнейшей точной настройки; например, доходность таких видов торговли, как через вендинговые машины, может потребовать особых пониженных ставок.
В законопроект заложена и возможность дифференциации ставок по районам в пределах города федерального значения. Понятно, что доходность на Пресне и в Новокосино – принципиально разная, значит, и ставки можно устанавливать на разном уровне. Поскольку сбор уплачивается в отношении конкретных объектов в конкретных районах, его исчисление по ставкам района не должно вызывать затруднений.
Введение сбора отнесено к компетенции властей городов федерального значения (и местных властей – если в будущем им будет предоставлено такое право). Это усиливает финансовую самостоятельность регионов и муниципальных образований и предполагает их участие в налоговом администрировании – они будут контролировать полноту реестра торговых объектов, к которым привязана уплата сбора. Это правильный вектор на децентрализацию российской налоговой системы, который приближает точку решения по налоговым вопросам к избирателю. И это повышает эффективность налогового контроля: региональные (а в будущем – местные) органы власти обязаны знать и хорошо знают, где и кто торгует на вверенной им территории, а значит, сделают это эффективнее «заточенных» на решение иного рода задач налоговиков. Теперь это знание может быть конвертировано в бюджетные доходы.
Иными словами, новый сбор в его рекомендованном к принятию во втором чтении варианте не угрожает добросовестным налогоплательщикам. Поэтому не приведет он и к росту цен в розничных сетях. Введен сбор будет не раньше второго полугодия 2015 года, и то, вероятнее всего, только в Москве и, возможно, в Санкт-Петербурге. Речь идет не столько о новом налоговом платеже, сколько о практическом эксперименте, который позволит вовлечь высокодоходные сектора экономики в процесс уплаты налогов в полном объеме и исключит ситуации, когда, как в розничной торговле, крупнейшие игроки, обеспечивая треть выручки, платят 80% налогов всего сектора.