Лента новостей
В Краснодарском крае показали, как работает центр помощи птицам 14:56, Новость Reuters рассказал об изменившихся предпочтениях посетителей баров в США 14:56 Telegram впервые стал прибыльным 14:53, Статья В РАН рассказали, как влажные салфетки защищают от излучения 14:53, Новость В Австралии мужчине предъявили обвинения после убийства 98 кенгуру 14:40, Статья Семь причин ездить на Lada Aura 14:37 В Санкт-Петербурге кроссовер врезался в толпу на переходе. Видео 14:35, Новость От квартиры до целого района: как сделать дома энергоэффективными 14:32 Путин поручил донастроить льготные программы кредитования 14:31, Статья Как украсить комнату к Новому году — 2025: 23 идеи новогоднего интерьера 14:29, Статья СК опубликовал видео показаний полковника, убившего репортера 14:28, Новость Экс-глава производства вакцины от COVID получил девять лет за коррупцию 14:21, Статья НКР подтвердило кредитный рейтинг «МаксимаТелеком» на уровне A-.ru 14:17 Силовики обыскали родителей основателя «Омского гражданского объединения» 14:17, Новость В Италии фанаты встретили первый гол правнука Муссолини зигованием 14:15, Статья Слуцкий рассказал, сколько еще планирует работать в китайском клубе 14:14, Статья Лукашенко анонсировал встречу с Путиным через пару дней 14:13, Новость Сезонный бизнес-марафон: как устроен проект «Зима в Москве» 14:12, Статья
Газета
Лишние билеты
Газета № 227 (2002) (0512) //3421 Общество,
0

Лишние билеты

Теряющие зрителей кинотеатры с трудом оплачивают аренду в торгцентрах
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Посещаемость российских кинотеатров начала падать во втором квартале, а осенью снизилась и выручка. В итоге киносети оказались перед непростым выбором: либо повышать цены на билеты, либо уходить из торговых центров, собственники которых не готовы снижать ставки аренды.

Не до развлечений

Во втором квартале 2014 года кинотеатры продали примерно 40,6 млн билетов, что на 4,2% меньше, чем за аналогичный квартал 2013-го, выручка немного выросла – на 1,7%, до 9,983 млрд руб., подсчитал измеритель киносборов Rentrak Corporation. По итогам третьего квартала посещаемость сократилась только на 0,8%, до 42,9 млн билетов, выручка увеличилась на 4,7%, до 10,061 млрд руб. Но уже в октябре, первом месяце четвертого квартала, падение по билетам год к году составило 8%, а по выручке – на 14%.

Показатели первого квартала были очень удачными, но все последние шесть месяцев рублевая выручка не прекращает падать, признает владелец сети кинотеатров «Киномакс» Борис Асриев. «При этом большая часть наших инвестиций и затрат на аренду и эксплуатацию – в долларах», – утверждает он.

«Имеющиеся накопления люди стараются вложить в технику и одежду, если мы повысим цены, то даже эта последняя отдушина в виде похода в кинотеатры им станет недоступна, – говорит владелец сети «Люксор» Игорь Добровольский. – Последний раз такой хаос мы наблюдали, кажется в 1991 году, когда в пятницу доллар стоил 6 руб., а в понедельник – 120 руб., мы тогда как раз первый фильм покупали».

С лета у всех дела пошли плохо, соглашается аналитик портала Filmz.ru Сергей Лавров: «Мы импортозависимая страна, все оборудование оттуда, расчеты идут в валюте. Свою лепту внесли российские фильмы, по экранному времени они занимают чуть ли не 50%, а выручку дают смешную – залы полупустые». Дальше покупательная способность резко пойдет вниз, а «последней вспышкой» станет Новый год, уверен Лавров.

«Аудитория, приходящая в кинотеатры хотя бы раз в месяц, – это около 5–6 млн человек, и это не самые, скажем так, малообеспеченные люди», – обнадеживает руководитель отдела аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» Андрей Белый.

Неподъемные ставки

Кинотеатры больше других арендаторов торговых центров пострадали из-за изменения курсов валют, говорит заместитель руководителя отдела торговых помещений CBRE Надежда Цветкова: «Например, продуктовые сети планомерно повышают цены на ряд товаров. Продукты будут нужны всегда, а развлечения – первое, от чего отказываются в кризис».

Киносети утверждают, что уже не в состоянии платить аренду по старым ставкам. «Сегодня по некоторым объектам, где нам еще не удалось договориться о переходе на приемлемые ставки, размер арендных расходов достигает 25%. Договора по аренде номинированы в долларах, что напрочь убивает экономику кинотеатров», – говорит директор по стратегии сети «Формула кино» Кирилл Иванов. «Половина выручки в любом кинотеатре идет на оплату кинолент. Нормальный целевой показатель по аренде – 8–9%», – добавляет Добровольский из «Люксора».

С 2011 по 2013 год ставки аренды для кинотеатров общей площадью 3–5 тыс. кв. м ежегодно увеличивались, в среднем на 8–12%, на начало 2014 года средняя ставка составила $250–300 за 1 кв. м в год, рассказывает Цветкова. Правда, по ее словам, в 2014‑м долларовые цены постепенно корректируются вниз: ставка для крупных арендаторов площадью 5 тыс. кв. м и более снизилась до $150 за 1 кв. м в год. По итогам третьего квартала стоимость аренды 1 кв. м в год опустилась до $170–230 против $180–270 годом ранее, подтверждает представитель консалтинговой компании «Магазин магазинов».

Наилучшим вариантом может стать введение сквозного процента с  оборота, когда арендная ставка привязана не к валюте, а к выручке кинотеатра, считает Иванов из «Формулы кино»: «Это нормальная схема, давно практикуемая на Западе. Она создает эффект взаимной заинтересованности владельца торгцентра и кинотеатра в росте и трафика, и доходов. Мы не можем работать себе в убыток, поэтому в случае, если договориться с арендодателями не удастся, мы будем вынуждены закрывать убыточные кинотеатры».