$1 млрд на советах дедушки
Родившийся в семье нефтяных магнатов Брайан Шеффилд сначала не хотел заниматься углеводородами. Тем не менее, отчаявшись разбогатеть в качестве финансиста, он бросил торговлю фьючерсами и основал собственную нефтедобывающую компанию, которая после IPO сделала его самым молодым нефтяным миллиардером в мире.
Уроки деда
Брайан Шеффилд родился в Техасе, в семье нефтяного магната Скотта Шеффилда, гендиректора компании Pioneer Natural Resources, которая была основана дедом Брайана Джо Парсли. Отец и дед Брайана надеялись, что сын продолжит семейный бизнес, но тот, заявив, что нефть его не интересует, поступил в бизнес-школу Южного методистского университета в Далласе. После получения образования молодой финансист три года торговал товарными фьючерсами, сначала в Чикаго, затем в Испании, на побережье Коста-дель-Соль. Омрачал его жизнь лишь невысокий доход (менее $100 тыс. в год), который не позволял ему наслаждаться высококачественными испанскими винами. «Я пил пиво, в то время как мои друзья заказывали вино стоимостью $100 за бутылку», – рассказал Брайан Шеффилд Bloomberg.
В результате сын вернулся в Техас и занялся семейным бизнесом. Нефтедобыча была для него терра инкогнита, все, что он умел, – «торговать, спекулировать, хеджировать». В течение года Брайан Шеффилд учился всему у деда, почти каждый день консультируясь с ним по телефону. С 2006 по 2008 год он управлял 109 нефтяными скважинами семейного бизнеса, получая не более $60 тыс. в год, но это ему быстро наскучило. В 2009 году он занял у знакомого $500 тыс. и приобрел ряд участков с истекшим сроком аренды и права на ряд скважин у своего деда Джо Парсли. Это был разгар финансового кризиса, и цены на нефть только начали восстанавливаться после резкого падения в конце 2008 года.
Весьма помогло Шеффилду развитие горизонтального бурения и других технологий, помогающих добывать больше нефти на уже разработанных месторождениях. Свою компанию он назвал в честь деда Parsley Energy. Сначала в ней работало всего два человека. Но дела у новоявленного бизнесмена пошли более чем удачно: в 2011 году выручка компании составила $11 млн, спустя год она выросла втрое, а в 2013 году превысила уже $121 млн.
Увеличение добычи нефти сделало компанию весьма привлекательной для инвесторов: в 2012 и 2013 годах в Parsley Energy $200 млн вложила Chambers Energy Management, с управляющим директором которой младший Шеффилд познакомился во время лыжной прогулки, организованной его отцом. Урок, который Брайан получил от деда: для бизнеса деловые связи – это все.
IPO в Нью-Йорке
В мае этого года Parsley Energy вышла на фондовый рынок, удачно разместившись на Нью-Йоркской бирже. За несколько дней акции компании выросли почти на 30% – более высокий рост продемонстрировали лишь телеком-компании. Основатель Parsley Energy, чье состояние перевалило за $1 млрд, стал самым молодым миллиардером в нефтяной отрасли и единственным из двух десятков участников Bloomberg Billionaires Index моложе 40, кто сделал состояние сам и не на высоких технологиях. Теперь 36-летний Шеффилд может позволить себе самые дорогие вина, как мечтал в юности. Он признается, что сейчас уже не может представить себе, что когда-то нефтяной бизнес казался ему неинтересным. «Это как магнит, который притянул меня обратно», – рассказал он Bloomberg.
Впрочем, сейчас состояние Брайана Шеффилда уже не измеряется десятизначным числом. Из-за резкого падения цен на нефть акции его компании, в июне стоившие $25, подешевели почти вдвое – до $13 (данные на закрытие 3 декабря). «Сейчас трудные времена для нефти. К счастью, у нас хорошая область, где мы бурим», – отметил он.
Parsley Energy бурит в Пермском нефтегазоносном бассейне, запасы нефти в котором оцениваются в $5 трлн. По оценке Pioneer Natural Resources, месторождение, активно эксплуатируемое с 1920-х годов, эквивалентно 50 млрд барр. – больше, чем где-либо в мире, за исключением мирового лидера по запасам черного золота – Гавар в Саудовской Аравии. В конце 2013 года Шеффилд говорил о том, что, если цена на нефть упадет ниже $80 за баррель, он закроет половину своих скважин и начнет охотиться за слабыми конкурентами. Судя по нынешнему падению цен, в ближайшее время станет ясно, последует ли он этому плану.