Лента новостей
Зачем нужен статус «квала» в России 19:12 В Британии успешно испытали «убийцу дронов» 19:11, Статья Помощник президента допустил, что Путин встретится с Асадом 19:06, Новость Каждый десятый представитель МСП воспользовался господдержкой в 2024 году 19:03 В Госдуме назвали слухами данные о скорой блокировке WhatsApp 19:03, Статья Как генеративный искусственный интеллект оценивает бизнес-показатели 19:02 Германия уточнила, что вошло в новый пакет военной помощи Украине 18:53, Новость Экс-футболист «Спартака» возглавил клуб итальянской Серии А 18:53, Статья На западе Москвы начали строить две новые станции метро 18:46, Новость «Ралли Деда Мороза» на Мосбирже. Долго ли продлится и чего ждать в 2025-м 18:44, Статья Дикиджи прыгнул четверной аксель, который Тарасова назвала гениальным 18:44, Статья Хинштейн заявил об отстранении арестованного по делу о хищении Лукина 18:43, Новость В России отзовут более 55 тыс. автомобилей Volkswagen и Skoda 18:41, Новость Топливо в убыток: как стать крупным игроком на рынке нефтепродуктов 18:35 Как организовать добычу без участия людей 18:29 Сенатор Шейкин допустил блокировку WhatsApp в России в 2025 году 18:29, Новость «Будет еще больнее». Как эксперты видят будущее биткоина после падения 18:28, Статья Против главы подразделения Центрального ЖКУ Минобороны возбудили дело 18:26, Статья
Газета
Сможет ли ЦБ сдержать спекулянтов?
Газета № 228 (2003) (0812) //3422 Общество,
0

Сможет ли ЦБ сдержать спекулянтов?

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Рубль продолжает падать. В начале декабря Банк России потратил на валютные интервенции более $2 млрд, но надолго сдержать рост доллара и евро не удалось. Что еще может предпринять регулятор?

Меры ЦБ по стабилизации валютного рынка пока не приводят к снижению курса рубля. Но у регулятора есть еще две меры: введение ограничений по движению капитала и ужесточение нормативов резервирования под открытые валютные позиции.

На валютном рынке наблюдается ощутимая нехватка рублевой ликвидности, что видно, например, по ставкам рынка межбанковского кредитования: так, ставка MIACR «овернайт» выросла с 5–6% в начале года до 9,5–10,5%. Об этом говорят и последние действия ЦБ. Он, объявив в ноябре о свободном плавании рубля, принял меры по постепенному сокращению объемов предоставляемой банкам рублевой ликвидности. Это, в частности, коснулось операций по валютному свопу и аукционам РЕПО. ЦБ борется с тем, чтобы рубли не перетекали на валютный рынок и не давили на курс национальной валюты.

Но ЦБ не может контролировать, как тратятся рубли, и не может остановить валютные спекуляции. Это отличается от ситуации кризиса 2008 года. Тогда на валютном рынке могли работать лишь крупные банки, которых ЦБ контролировал напрямую и косвенно. У ЦБ было распоряжение, запрещающее банкам наращивать валютные позиции. Но за последние годы число участников валютного рынка выросло, на нем теперь работает много небольших банков и разного рода финансовых компаний. В связи с этим у ЦБ сейчас нет мер прямого воздействия для снижения спекуляций с рублем. С одной стороны, он может сокращать число рублей, но тогда в банковской системе может начать ощущаться нехватка рублей, и банки не смогут нормально работать. С другой, выдавая рубли всем, ЦБ провоцирует дополнительные спекуляции с валютой.

Возникает вопрос: как ЦБ может остановить спекулятивный настрой рынка? Когда рубль обесценивается такими темпами, как в последние месяцы, даже те, кто получает валюту, например, экспортеры, хотят заработать на курсе. Они должны продавать валюту в бюджет, но вместо этого берут займы в банках и покупают ее. То есть, ЦБ пытается обеспечить стабильность валютного курса, но в то же время должен дать банковской системе необходимую ликвидность.

Можно было бы повлиять на спекулянтов, введя ограничения по капиталу. Это не обязательно полный запрет на движение капитала. Я говорю о введении режима обязательной продажи валютной выручки экспортерами. При этом нет необходимости в введении запрета на покупку валюты. Эта мера обеспечит приток валюты в РФ и позволит сбалансировать предложение валюты и рублей, а экспортеры в случае надобности валюты могут спокойно покупать ее на рынке.

Подобный режим существовал в РФ после кризиса 1998 года – его ввели для быстрой стабилизации валютного рынка. Квота на продажу может варьироваться в зависимости от состояния рынка. Тогда она начиналась на уровне 100%. В последние дни Минфин и ЦБ объявили, что они начнут консультации с ведущими экспортерами по вопросу о координации продаж валютной выручки. Это по сути является мягкой формой такого режима, хотя размер продаж будет ниже, чем в 1998 году, – где-то на уровне 30–50%, по моей оценке.

Другим способом стабилизации может быть ужесточение нормативов резервирования под открытые валютные позиции банков и финансовых фирм. Это сделает сохранение крупных валютных позиций более невыгодным. Сейчас банки продают рубли, покупают валюту и держат большие валютные позиции. Если им придется под них создавать и держать высокие резервы, их бизнес окажется под большим давлением, что заставит их подходить к этому более аккуратно. Сейчас норматив находится на уровне 10%, но он может быть увеличен – вплоть до 100%.

В ближайшие две недели давление на рубль сохранится, но к концу года ситуация изменится: предстоят самые большие за год налоговые платежи в бюджет. Минфин также намерен сократить средства на депозитах банков, которые составляют около 1 трлн руб. Так, в банковской системе будет ощущаться высокая нехватка рублей, что заставит банки и компании продавать валюту – и рубль начнет укрепляться. Но к 28–29 декабря платежи закончатся, и мы можем получить новую волну ослабления рубля. В преддверии этого ЦБ и мог бы подумать о введении предложенных мер.