Послание в дыму
На официальных мероприятиях в Кремле по-прежнему можно курить. «Курилкой» в Большом Кремлевском дворце пользовались высокопоставленные чиновники даже перед тем, как президент оглашал послание Федеральному собранию. Депутаты и юристы считают, что тем самым был нарушен закон об охране здоровья граждан, запрещающий курение в помещениях органов госвласти. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков утверждает, что нюансы законодательства позволяют сохранять комнату для курения.
Несмотря на вступление в силу законодательных ограничений на курение в зданиях органов власти, в Кремле по-прежнему можно курить. Комната для курения, по свидетельству корреспондента РБК, действовала в прошлый четверг в Большом Кремлевском дворце на одном этаже с Георгиевским залом, где Владимир Путин обращался с посланием к Федеральному собранию. Туда заходили и журналисты, и высокопоставленные чиновники. За 15 минут до оглашения послания корреспондент РБК видел там куривших одной группой вице-премьера Александра Хлопонина, главу Северной Осетии Таймураза Мамсурова и замдиректора канала «Россия» Сергея Брилева. При этом они использовали специально установленные в комнате пепельницы.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал РБК, что комната для курения была оборудована в БКД еще 15 лет назад и действует в соответствии с законодательством. По его словам, в законе есть нюансы, которые позволяют ее не закрывать, но не уточнил, о чем именно идет речь. Пресс-секретарь Хлопонина Наталья Платонова сообщила, что вице-премьер курит только в разрешенных и специально отведенных для этого местах.
Брилев признался, что, «к сожалению, абсолютно зависим от курения», и не преминул воспользоваться представившейся возможностью. «Я до мелочей законопослушен, и поддерживаю борьбу с курением, и считаю его варварством. Но в данном случае, к сожалению, законно это или незаконно, но мы, курильщики, больные люди», – сказал он.
Телефон Мамсурова и его пресс-секретаря Ксении Гокоевой в понедельник был недоступен.
Запрет на курение «в помещениях, занятых органами государственной власти», записан в ст. 12 принятого в 2013 году федерального закона № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Документ устанавливает полный запрет на употребление табака в самых разных местах, а возможность оборудования «курилок» оговаривает при оказании услуг по перевозкам пассажиров и в многоквартирных домах.
Президент России является институтом и, следовательно, органом государственной власти, поэтому его официальные резиденции, скорее всего, подпадают под запрет, рассуждает один из разработчиков Конституции Виктор Шейнис. Еще два известных юриста на условии анонимности сказали РБК, что комендатура Кремля и курившие в здании БКД чиновники нарушили закон. За его нарушение физическим лицам грозит штраф до 1,5 тыс. руб.
Председатель комитета по охране здоровья Сергей Калашников (ЛДПР) сказал РБК, что шокирован сообщением о курении в здании, где президент оглашал послание. Нормы закона, которая бы позволяла курить в госучреждениях, не существует, пояснил он. Организация «курилок» возможна лишь за пределами госучреждений, как, например, это сделано в Госдуме, отметил собеседник (рядом со зданием установлен специальный павильон).
Исполнительный директор Движения за права курильщиков Андрей Лоскутов сказал, что в его организации знают о тех чиновниках, которые «вынуждены нарушать закон». «Нам даже поступали бумаги от очень высокопоставленных чиновников, в которых признавалось, что социальная острота закона не очень учтена», – рассказал он.