С наступающим 2009 годом
ОПЕК не будет снижать квоты на добычу нефти даже при падении цены на нефть до уровня $40 за баррель, заявил министр энергетики ОАЭ Сухаиль аль-Мазруи. Арабские Эмираты играют не определяющую роль в ОПЕК, но такие заявления могут привести к дальнейшему падению цен, считают эксперты.
Рынок решит
«Мы не будем менять нашу позицию в случае падения цен до $60 или $40 [за баррель]», – заявил Bloomberg аль-Мазруи. Так чиновник прокомментировал информацию о том, что член ОПЕК Венесуэла выступает за созыв внеочередной встречи картеля (представитель МИД Венесуэлы заявил, что она пока официально не запрашивала такую встречу).
С момента последней конференции ОПЕК 27 ноября нефть марки Brent подешевела на 20%. В пятницу она стоила $61,65 за баррель – минимальное значение за последние пять лет. «Рынок должен сам себя отрегулировать», – считает аль-Мазруи. По его словам, нужно выждать минимум квартал, чтобы рассматривать необходимость срочных мер ОПЕК.
Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри, выступая на конференции в Дубае, сообщил журналистам, что ему неизвестно о внеочередной встрече: ни от кого не поступало предложений. По его мнению, мировые цены на нефть находятся ниже тех уровней, которые отвечают фундаментальным показателям рынка. Но у картеля нет цели довести стоимость барреля до какого-то определенного уровня, и срочные встречи на цены не повлияют.
Жизнь после $40
Аль-Бадри отверг предположения, что решение ОПЕК сохранить действующие квоты на добычу продиктовано извне: «Некоторые говорят, что это решение было направлено против США и сланцевой нефти, некоторые – что оно направлено против России и Ирана. Все это неправда».
Чем ниже цена на нефть, тем сильней будет противостояние членов ОПЕК, отмечает аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. Венесуэла и африканские страны выступают за снижение добычи, но первую скрипку в картеле играет Саудовская Аравия, а ОАЭ ей лишь подыгрывают, считает Нестеров. Разговоры о нежелании сокращать добычу даже при $40 за баррель он расценивает как попытку оправдать скидки, которые страны-производители предоставляют покупателям ради сохранения доли рынка.
Если $40 за баррель установится на продолжительное время, то это будет означать пикирование нефтяной отрасли: при нынешних ценах на нефть (менее $70) ранее запущенные проекты продолжают работать, но инерция продлится недолго, уверен Нестеров. Многие компании уже заявили о снижении капиталовложений на 2015 год, например ЛУКОЙЛ и ConocoPhillips.
Себестоимость добычи нефти у российских компаний составляет $4–8 за баррель, а две трети конечной цены приходится на налоги, поэтому при дальнейшем снижении цен пострадает в первую очередь бюджет, считает Нестеров.