Евро-4: трудности перевода
В 2015 году поставки бензина на внутренний рынок РФ могут сократиться на 1,5–3 млн т в год из-за запрета продажи топлива класса Евро-3, предупреждают нефтепродуктовые трейдеры. Бензина всем хватит, успокаивают власти и крупные компании.
Трейдеры: бензина не хватит
Российские нефтяные компании, в первую очередь «Роснефть», не смогут полностью переориентировать производство бензина на своих заводах с Евро-3 на Евро-4 – такое заявление сделал на конференции «Итоги работы российского рынка нефтепродуктов в 2014 году» директор по развитию агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. В результате, по его данным, региональный рынок может недосчитаться 1,5 млн т бензина в год. Турукалов ссылается на данные ЦДУ ТЭК, согласно которым в 2014 году в России будет произведено примерно 5,5 млн т бензина класса Евро-3. Это около 15% от общего производства бензина в стране (36 млн т). На долю топлива класса Евро-5 в 2014 году пришлось более 68% этого объема (24,7 млн т), Евро-4 – 16% (5,85 млн т в год).
В структуре продаж бензина на топливной бирже СПбМТСб в 2014 году, по данным на 16 декабря 2014 года, доля бензина класса Евро-3 составила 9%, в первые две недели декабря – 7%. Турукалов сказал, что в 2014 году на бирже Евро-3 продавали несколько заводов «Роснефти», в том числе Ангарская НХК, Самарская группа НПЗ и Комсомольский НПЗ. Кроме того, Евро-3 производят «Киришинефтеоргсинтез», Уфимская группа НПЗ «Башнефти», «Орскнефтеоргсинтез», «Газпром нефтехим Салават» и Астраханский ГПЗ.
Начальник отдела маркетинга трейдинговой компании «Мобойл» Ринат Хантемиров прогнозирует, что благодаря запрету продаж Евро-3 в России из оборота выпадет до 3 млн т бензина. Помимо крупных компаний такой бензин производят малые НПЗ, многие из них будут вынуждены закрыться из-за налогового маневра, полагает эксперт.
Власти и компании: бензина хватит
Большинство крупных нефтяных компаний обещают к 2015 году переориентировать свои производства бензинов 3-го класса на Евро-4. По информации представителя «Башнефти» Александра Шадрина, заводы компании поставляют на рынок РФ бензин Евро-5, продажи Евро-3 внутри страны в будущем году не планируются. «В 2015 году «Роснефть» планирует нарастить долю производства бензинов Евро-4 и Евро-5 свыше 90% от общего производства бензина (с около 70% в 2014 году), по дизельному топливу этот показатель составит свыше 70% (с около 50% в 2014 году). Таким образом, компания не ожидает возникновения дефицита моторных топлив в связи с запретом оборота Евро-3 на внутреннем рынке России, заявил РБК представитель «Роснефти».
Согласно утвержденному Минэнерго и Минэкономразвития балансу автобензина на 2015 год, объем производства бензина 3-го класса составит около 1,1 млн т. Но эти объемы можно будет реализовать только на экспорт. Баланс автобензина на 2015 год исключает дефицит топлива в РФ, уверяют в Минэнерго.
Бензин 3-го класса используется сегодня в основном в сельском хозяйстве, для работы техники на промыслах по добыче полезных ископаемых и реализуется на ряде региональных заправок. Начальник управления контроля ТЭК ФАС РФ Дмитрий Махонин на названной выше конференции, посвященной итогам 2014 года, заявил, что полный запрет Евро-3 целесообразен только в крупных городах с проблемной экологией, а к использованию этого вида топлива в сельском хозяйстве или промышленности нужно отнестись с пониманием, так как это удешевляет производство и не наносит такого вреда экологии, как в городах. Впрочем, он пояснил РБК, что ФАС не обращалась в правительство с инициативой сохранить нишу для Евро-3.
По мнению члена комитета по энергетике Госдумы РФ Андрея Крутова, хождение Евро-3 в 2015 году внутри РФ запрещать рано. «Так слепо следовать за Европой в нашей экономической ситуации смешно. Зачем использовать дорогой бензин или солярку Евро-5 на зимнике в Сибири для заправки лесовоза? В этих условиях топливо 3-го класса не наносит вреда экологии, но запрет на его приобретение приведет к удорожанию производств, в том числе продукции сельского хозяйства, и добычи полезных ископаемых», – считает депутат.
По данным замначальника отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters Александра Шкурина, разница в ценах на бензин Евро-3 и Евро-5 по спотовым оптовым ценам в среднем по РФ в декабре 2014 года составляет около 500 руб. на тонну. Так, тонна бензина Евро-3 стоит 32,713 тыс. руб., а Евро-5 – 33,26 тыс. руб.
Из-за налогового маневра цена на бензин в России без учета роста курса валют и экспортного паритета вырастет минимум на 3 руб. за литр, прогнозировал ранее заместитель главы Минфина Сергей Шаталов.