Лента новостей
Семь причин ездить на Lada Aura 18:24 Бывшая российская фигуристка стала чемпионкой Казахстана 18:02, Статья Спасатели установили связь с экипажем второго севшего на мель танкера 17:40, Новость Пострадавших при крушении танкера доставили в больницу Анапы 17:32, Новость Патриарх Кирилл назвал богатство даром от Бога и призвал им делиться 17:28, Новость NYT сообщила, из какого русского романа «черпает вдохновение Си Цзиньпин» 17:19, Статья СК ужесточил статью в деле о крушении танкеров в Керченском проливе 17:18, Новость Российская Team Spirit выиграла крупнейший турнир по Counter-Strike 2 17:09, Статья Папа римский назвал братскими народы России и Украины 16:57, Статья В ФИФА обвинили подрядчика в ситуации с картой Украины без Крыма 16:44, Статья Израиль и Иордания тайно обсудили последствия свержения Асада 16:36, Статья Сборная «Россия 25» выиграла Кубок «Первого канала» по хоккею 16:32, Статья МВД назвало сумму, которую основатель бренда «Хортиця» перевел ВСУ 16:29, Статья Что формирует спрос на съемные квартиры в столичном регионе 16:25 Путин дал поручения по спасательным работам в Керченском проливе 16:08, Новость Как оптимизировать бизнес-процессы при резком росте заказов 16:00 Путин вручит госнаграды призерам Паралимпиады в Париже 15:48, Статья На французский заморский регион Майотта обрушился ураган Шидо. Видео 15:40, Новость
Газета
Кризис важнее Донбасса
Газета № 239 (2014) (2312) //3587 Общество,
0

Кризис важнее Донбасса

Россияне пересмотрели приоритеты
Фото: Мария Ионова-Грибина
Фото: Мария Ионова-Грибина

Россияне ощутили экономический кризис, свидетельствуют опросы, проведенные GfK и Synovate Comcon. Рост цен и девальвация рубля в четвертом квартале впервые за последние месяцы оказались для них более значимыми, чем военные действия на Украине. Растущий потребительский пессимизм обрушит розничные продажи в марте–июне 2015 года, прогнозирует GfK.

Индекс потребительских настроений россиян в четвертом квартале 2014 года снизился на 7 п.п., до 95 пунктов, – таковы данные традиционного исследования «Индекс потребительских настроений и обзор изменений потребительского поведения россиян», которое с 1996 года проводит Международный институт маркетинговых и социальных исследований GfK. Это падение не является рекордом: исследователи отмечают, что в ходе кризиса 2008–2009 годов индекс рухнул на 31 пункт.

Тем не менее исследователи предсказывают обрушение продаж: «Исследования GfK в предыдущий кризис показали, что падение продаж на рынке товаров повседневного спроса произошло через пять-шесть месяцев после спада в настроениях. Можно предположить, что сегодняшняя неуверенность потребителей проявится на продажах с марта по июнь 2015 года».

Представитель X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка») Владимир Русанов сообщил РБК, что компания уже начала готовиться к тому, что в следующем году потребитель будет очень чувствителен к цене. «Конечно, многое зависит от макро­экономического климата, пока мы не замечаем массового перетока из наших других форматов в дискаунтер «Пятерочка» и не можем утверждать, что он вообще будет», – рассказывает Русанов. Но, по его словам, сейчас сети супермаркетов «Перекресток» и гипермаркетов «Карусель» учитывают в своей стратегии опыт прошлых лет, когда лучше всего себя чувствовал низкоценовой формат.

«Из-за девальвации рубля и роста инфляции изменение покупательной способности россиян неминуемо. При этом потребителю нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям и изменить привычки потребления. Сначала происходит «кризис в головах», что мы и наблюдаем прямо сейчас, – рассуждает заместитель генерального директора Gfk Rus Марина Безуглова. – У игроков российского рынка пока есть время, чтобы мобилизоваться и дать ответ на новые нужды потребителей».

Российские потребители намереваются экономить – это подтвержд​ает и опрос Synovate Comcon. Почти половина респондентов заявили, что начиная с ноября из-за кризиса они начали активно экономить на всех потребительских категориях. 49% экономически активного населения крупных городов стали экономить на товарах длительного пользования, 42% урезали расходы на услуги, 39% – на продукты питания. Во всех этих категориях число экономящих граждан выросло по сравнению с данными третьего квартала 2014 года на 3–7 п.п.

В ноябрьском опросе внутренние экономические проблемы впервые попали в топ-3 актуальных. Главной темой последнего месяца стало резкое падение курса рубля (так считают 75% опрошенных), второй – война на Украине (67%), третьей – экономический кризис в России (59%). В третьем квартале топ-3 выглядел так: вой­на на Украине (82%), российские продовольственные контрсанкции (59%) и санкции в отношении России (55%).