Лента новостей
Вызовы и тренды: будущее R&D в промышленности 15:27 Сирийцы впервые попали на личный курорт Асада 15:15, Статья РФС поддержал решения судьи отменить два гола «Зенита» в игре с «Акроном» 15:14, Статья Россиянин рассказал, как добился отстранения литовки на ЧМ по фитнесу 15:06, Статья Премьер Грузии заявил, что Зурабишвили обязана покинуть пост президента 14:57, Новость Устойчивость на поворотах: как бренд Gislaved укрепляет позиции на рынке 14:44 К свету: как сделать так, чтобы всем хватало электричества 14:38 Единая сеть и суперпродукты: какое будущее ждет мобильных операторов 14:25 Почему будущее ТЭКа зависит от «цифры» 14:24 Сортировка начинается на кухне: как в России обращаются с отходами 14:23 В «Азимут» пришли с проверкой после возгорания самолета в Анталье 14:02, Статья Игрока ЦСКА признали лучшим футболистом Узбекистана второй год подряд 14:00, Статья Что известно о новом президенте Грузии 13:53 Бывший игрок владикавказской «Алании» стал президентом Грузии 13:43, Статья В Москве задержали разыскиваемого Интерполом гражданина США 13:42, Новость Власти Херсонской области сообщили о сбитом самолете ВСУ 13:30, Статья Агент Овечкина назвал сроки возвращения хоккеиста после перелома 13:25, Статья Безопасный, современный, мощный: все – о новой Lada Aura для чиновников 13:23
Газета
Прогнозы нефти не помеха
Газета Общество,
0

Прогнозы нефти не помеха

Экспорт Поставки нефти за рубеж растут, несмотря на снижение заявок компаний
Фото: EPA
Фото: EPA

Вступивший в силу налоговый маневр подкорректировал планы нефтяных компаний по экспорту нефти. По данным «Транснефти», несмотря на сокращение объема заявок нефтяников на экспорт нефти в 2015 году по трубопроводам на 2%, до 209,4 млн т, реальный экспорт нефти за 13 дней января превысил прогнозные показатели. Компания ожидает, что прокачка нефти по трубе в январе за границу ожидается на 1,5 млн т выше, чем в декабре 2014 года.

Первый вице-президент «Транснефти» Михаил Гришанин не исключил корректировку планов нефтяных компаний по экспорту нефти в 2015 году, так как предыдущие заявки были утверждены еще в октябре 2014 года. «Тогда не все понимали влияние налогового маневра на отрасль, мы поймем его, только пережив первый квартал 2015 года. Рост экспорта за 13 дней января налицо, но это еще не показатель», – дал понять он. По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК при Минэнерго (ЦДУ ТЭК), экспорт нефти из России в декабре 2014 года составил 16,2 млн т. Таким образом, в январе рост составит почти 10%.

С 1 января в России вступил в силу налоговый маневр в нефтяной отрасли. Он предполагает поэтапное сокращение вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты с компенсирующим их ростом налога на добычу полезных ископаемых. Это должно привести к увеличению экспортных поставок нефти, признавали ранее чиновники правительства и эксперты.

Заявки на прием нефти в трубопроводную систему в 2015 году снизились на 1 млн т, составив 478 млн т против 479 млн в 2014 году. Согласно планам «Транснефти», озвученным Гришаниным, на российские НПЗ в 2015 году планируется поставить по трубе 266 млн т нефти, что на 16 млн т больше, чем в 2013 году.

Скорее всего, январский рост экспорта нефти – временный тренд. В декабре 2013 года, по данным Мин­энерго, по трубопроводам России было прокачано 19,45 млн т нефти, в январе 2014 года – 19,27 млн т. А по итогам 2014 года, как сказал в конце декабря министр энергетики Александр Новак, вывоз нефти снизился на 3,8%, до 229 млн т. Это снижение наблюдается уже пятый год – с 2010 года. По прогнозам Минэнерго, в 2015 году экспорт нефти упадет на 2% и составит 225 млн т (включая поставки по железной дороге и другими видами транспорта). Это будет минимальным объемом экспорта нефти из страны с 2002 года, когда было экспортировано 190 млн т. Добыча нефти в России по итогам 2014 года выросла на 0,6% и достигла 527 млн т.

Но, по мнению экспертов, рекорды остались в прошлом. Нефтегазовый аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева прогнозирует снижение добычи нефти по итогам 2015 года на 3–5%. Основная причина, по мнению эксперта, в падении цен на нефть и в действии санкций технического и финансового характера, из-за которых компании вынуждены замораживать ряд проектов. Кокорева полагает, что компании могли бы придержать свою нефть, кроме законтрактованной по долгосрочным договорам, чтобы выиграть в цене. Она полагает, что после первого квартала этого года нефть снова может вернуться на уровень выше $60 за баррель.

Однако глобального характера такое придерживание объемов носить не будет: хранить нефть в долгосрочном периоде попросту негде. По словам Гришанина, объем резервуарного парка «Транснефти» для хранения нефти достаточен для срочных нужд хранения топлива. Однако не планируется строительство дополнительных нефтехранилищ на период низких цен на нефть. «Хранить нефть долго – это дорого. Мы прокачиваем 150 т в секунду, 1,4 млн т нефти в сутки. Ее попросту нерентабельно хранить месяцами», – объяснил заместитель вице-президента «Транснефти» Игорь Кацал журналистам. Таким образом, у России не остается глобальных рычагов влияния на мировые нефтяные цены.

Аналитики прогнозируют, что падение экспорта нефти сохранится в плановых объемах – от 2% в год и выше. Андрей Полищук из Raiffeisenbank считает, что рост НДПИ в рамках налогового маневра практически уравновешивает падение экспортных пошлин. К тому же внутренняя цена на нефть также продолжает рост с ростом экспортного паритета. Эксперты сходятся во мнении, что часть нефти будет перенаправлена на переработку на российские НПЗ из-за их модернизации и увеличения мощностей. И из-за корректировки экспортных пошлин на бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты их вывоз из страны может, хотя незначительно, но вырасти.

Главный экономист компании VYGON Consulting Сергей Ежов отмечает, что в условиях налогового маневра сохраняется тенденция роста переработки нефти, но с введением 100-процентной пошлины на мазут, предусмотренной с 1 января 2017 года, доля экспорта нефти должна вырасти. «Влияние цен на нефть на ее добычу в значительной степени нивелируется девальвацией рубля. Однако этот фактор также имеет временный характер из-за инфляции. Если цены сохранятся на текущем уровне (ниже $50 за баррель), то добыча, скорее всего, упадет», – прогнозирует он.