Standard & Poor`s в середине января может понизить кредитный рейтинг России до спекулятивного уровня. Из заявлений некоторых экспертов следует, что экономику ждет катастрофа. Так ли это на самом деле?
Хуже не будет
Само по себе снижение рейтинга не приведет к резким распродажам рубля или российских активов – избавление от российского риска в основном уже произошло. Доходности российских облигаций в данный момент соответствуют значительно более низким оценкам кредитного качества, то есть падение рейтинга не просто заложено в цены, но заложено с некоторым избытком. Россия не планирует в ближайшее время суверенных выпусков долга – это было бы крайне неразумно в условиях очень высокой доходности по обращающимся бумагам. Возможности выпуска долговых бумаг российскими компаниями также ограничены не рейтингами, а санкциями и запретами на выпуск новых инструментов на рынках ЕС и США.
В краткосрочной перспективе решения по рейтингу могут стать еще одним фактором, давящим на рынки и стимулирующим распродажи. Но неизбежное понижение рейтингов госбанков и госкомпаний, а также крупнейших частных заемщиков не слишком сильно усугубит их положение – основной причиной трудностей у компаний является структурное замедление в экономике, а не его отражение в рейтингах.
Другим риском станет возможность, предусмотренная некоторыми условиями корпоративных выпусков облигаций, – предъявление бумаг к досрочному погашению. Хотя МЭР оценивает потенциал таких дополнительных погашений в $30 млрд, этот риск не стоит преувеличивать. Это требование достаточно экзотично, особенно для крупных и публичных выпусков. А в тех случаях, когда оно имеется, вероятно, инвесторам будут выплачены относительно небольшие отступные за смягчение требований.
Проблема снижения качества рейтингов имеет более долгосрочный характер. Даже при улучшении ситуации в экономике, стабилизации нефтяного рынка, а также возможном смягчении санкций инвесторы будут ограничены своими инвестиционными декларациями и требованиями регуляторов в объемах вложений. Поэтому быстрого притока ликвидности в Россию, подобного тому, который возник после кризиса 2008 года, ждать не стоит не только из-за растущих ставок в США и роста стоимости внешних заимствований, но и из-за более высоких оценок нашего странового риска. А между тем нехватка капитала из внешних источников и высокие ставки на внутреннем рынке уже привели к резкому сокращению кредитования банков и населения, что быстро отразилось на потребительском секторе и рынке недвижимости.
Обижаться на глобальные рейтинги, впрочем, дело бессмысленное – это зеркало, хотя иногда и с кривизной. Снова получить более высокие рейтинги (что удавалось многим другим странам от Канады до Австралии, вернувших себе высшую категорию AAA до постдефолтного российского опыта) будет сложно. А вот не допустить дальнейшее снижение рейтинга S&P и другими агентствами более реально.
Как сделать лучше
Для этого понадобятся прежде всего понимание глубины проблем, восстановление бюджетной дисциплины и прекращение финансирования излишне затратных проектов, стимулирование развития бизнеса при сохранении неизменной налоговой нагрузки. В некотором смысле тут будет полезен опыт реформ начала 2000-х («программы Грефа»), происходивших при ограниченном и дорогом внешнем финансировании, а также недорогой (в свете последующих событий) нефти. Внутренний рынок госзаимствований было бы куда проще развивать в тучные годы, но это также необходимая мера по повышению устойчивости бюджета и диверсификации его источников ресурсов. Одним из приоритетов будет ограничение аппетитов госкомпаний, в том числе долговых.
Корпорации и банки уже приучаются жить на строгой финансовой диете. В 1998 году государство выучило урок, что активные заимствования, не подкрепленные доходами, могут привести к финансовой катастрофе. А в 2008 году компании и банки осознали, что излишняя экспансия на заемные деньги под залог контрольных пакетов акций доводит до риска их утраты и отчаянных просьб о безотлагательной господдержке. Сейчас трендом, скорее всего, станут органический рост и опора на собственные силы. В банковском секторе многое зависит от реализации декабрьских заявлений ЦБ и от того, удастся ли постепенно снизить зависимость банковского сектора от краткосрочной ликвидности, предоставляемой регулятором. Будет очень печально, если вместо повышения капитализации банковской системы и качества надзора битое стекло заметут под ковер и откажутся от планов долгосрочного укрепления финансового здоровья.
Помимо работы над объективными показателями и доказательством кредитоспособности России следует заниматься и расширением инструментария оценки кредитного качества, в том числе развитием отечественных рейтинговых агентств в дополнение к глобальным. Это потребует серьезной работы по поддержанию качества и регулирования рейтингового процесса: «карманные» рейтинги, заверяющие, что заказчик «всех румяней и белей», бесполезны для инвесторов и регуляторов. При этом ЦБ и государственные структуры могут задать темп в более активном использовании отечественных рейтинговых продуктов, и определенные шаги в этом направлении в последнее время предприняты.
В случае систематической работы над устойчивостью бюджета, экономики и банковской системы России падение кредитных рейтингов будет кратковременным (хотя и более болезненным, чем в 2008–2009 годах) даже в условиях санкций и негативной ситуации на сырьевых рынках. Рейтинги могут необъективно завышать риски страны или компании, но в итоге участники рынка, как правило, понимают это, и рейтинги подтягиваются к оценкам рынка. Если же просто пенять на зеркало и обвинять его в необъективности, лучше не будет никому.