Лента новостей
Каждый десятый представитель МСП воспользовался господдержкой в 2024 году 19:03 В Госдуме назвали слухами данные о скорой блокировке WhatsApp 19:03, Статья Как генеративный искусственный интеллект оценивает бизнес-показатели 19:02 Германия уточнила, что вошло в новый пакет военной помощи Украине 18:53, Новость Экс-футболист «Спартака» возглавил клуб итальянской Серии А 18:53, Статья На западе Москвы начали строить две новые станции метро 18:46, Новость «Ралли Деда Мороза» на Мосбирже. Долго ли продлится и чего ждать в 2025-м 18:44, Статья Дикиджи прыгнул четверной аксель, который Тарасова назвала гениальным 18:44, Статья Хинштейн заявил об отстранении арестованного по делу о хищении Лукина 18:43, Новость В России отзовут более 55 тыс. автомобилей Volkswagen и Skoda 18:41, Новость Топливо в убыток: как стать крупным игроком на рынке нефтепродуктов 18:35 Как организовать добычу без участия людей 18:29 Сенатор Шейкин допустил блокировку WhatsApp в России в 2025 году 18:29, Новость «Будет еще больнее». Как эксперты видят будущее биткоина после падения 18:28, Статья Против главы подразделения Центрального ЖКУ Минобороны возбудили дело 18:26, Статья Девелоперы начали снижать реальные цены в новостройках 18:22, Статья В Петербурге арестовали пенсионера, задержанного за поджоги в банках 18:17, Новость Сколько стоит взломать ваш бизнес. Тест 18:13
Газета
Контрольная закупка Ирины Яровой
Газета № 009 (2026) (2201) Общество,
0

Контрольная закупка Ирины Яровой

В Госдуму внесены поправки к закону о торговле
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Сетевые торговцы не смогут брать с поставщиков ретробонус за объем продаж больше 3% и должны будут быстрее расплачиваться с ними. Навязывать поставщикам какие-либо услуги – реальные или фиктивные – строжайше запрещается. Такова суть поправок в закон «О торговле», которые в среду были внесены в Госдуму.

Поражение в правах

Поправки в закон «О торговле», внесенные в Госдуму в среду, 21 января, должны устранить несовершенство «беззубого закона о торговле, который только создал дополнительные преференции крупному ретейлу», сказал РБК один из авторов законопроекта, депутат Виктор Звагельский.

Депутаты предлагают снизить максимальный ретробонус (премию, которую поставщик платит ретейлеру за объем продаж) с нынешних 10 до 3% от суммы поставки и сократить отсрочку платежей за поставки товара. В частности, отсрочка по оплате скоропортящихся товаров снижена с десяти до пяти дней, товаров со сроком хранения до одного месяца – с 30 до 20 дней, товаров длительного хранения – с 45 до 35 дней.

Закон и сейчас запрещает сетям навязывать поставщикам маркетинговые услуги. В поправках этот запрет прописан гораздо более детально. Например, запрещается не только включение в договор поставки пункта об услугах по продвижению товаров, но и исполнение такого пункта. Причем и в тех случаях, когда стороной по договору выступает не сеть, а «третьи лица». Сами услуги, которые нельзя оказывать, предлагается перечислить в законе. Запрещается «взимание платы либо осуществление оплаты за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты», «взимание платы либо осуществление оплаты за изменение ассортимента продовольственных товаров» и т.д.

Для нарушителей поправками в Кодекс об административных правонарушениях вводятся штрафы: ограничение доступа поставщика на рынок, ретробонус выше 3% и другие прегрешения могут обойтись сети в сумму более 5 млн руб.

В документ вошли не все ужесточения, о которых ранее говорили авторы проекта. Так, исчезла норма о возможной остановке работы сети на три месяца за выявленные случаи давления на поставщиков. «Ко второму чтению мы добавим этот пункт», – обещает Звагельский. Он объясняет, что авторы не стали включать его в текст потому, что он мог вызвать неоднозначную реакцию: без четко прописанных правил применения такой нормы она могла бы стать поводом для злоупотреблений чиновников.

Ретейлерам проект, разумеется, не нравится.

Авторы готовили этот законопроект около года, при этом у ретейлеров не было возможности принять участие в открытом обсуждении, говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов: «Только сейчас можно действительно начать что-то обсуждать. Но мы категорически возражаем против любого изменения законодательства, нормы которого отлично сейчас работают. Это в любом случае ухудшение условий работы для ретейла, с которыми мы не согласны».

Значительное понижение бонусов для ретейла спровоцирует увеличение наценки по всем товарам и неблагоприятно отразится на потребителе и продуктовой инфляции, считает президент ГК «Дикси» Илья Якубсон. При этом товары базовой потребительской корзины входят в перечень социально значимых, выплата вознаграждения по которым уже и сейчас запрещена. «Мы считаем внесенные поправки несвоевременными и опасными с точки зрения бездефицитного обеспечения покупателей качественными товарами по возможно низкой цене», – заявил Якубсон.

Поставщики в основном проект приветствуют.

В нынешней ситуации с па​дением оборотного капитала важен каждый день отсрочки по оплате товара, и потому эти поправки устраивают производителей молочной продукции, говорит председатель правления отраслевой ассоциации Союзмолоко Андрей Даниленко: «Для отрасли критичны сроки оплаты, возможность корректировки цены в оперативном режиме и отсутствие завуалированных бонусов сетям».

Отсрочку платежа сократили недостаточно, уверен сотрудник одного из поставщиков. По его мнению, в экономически спокойное время такое сокращение сроков можно было бы считать достижением, но сейчас нет: у производителей нет запаса рентабельности, чтобы брать на себя риски изменения курса рубля.

Закон не работает

Поправки потребовались потому, что закон «О торговле», принятый в 2010 году, плохо работает. Хотя в нем прописано и ограничение «объемной скидки» для сети в 10% от стоимости партии, и запрет обуславливать заключение основного договора поставки разными другими договорами, де-факто эти пункты не соблюдаются. В докладе о состоянии конкуренции Федеральная антимонопольная служба признавала несостоятельность закона: ретейлеры все равно берут свое – поставщикам приходится платить за дополнительные маркетинговые услуги (которые еще и не всегда оказываются).

Помимо разрешенного законом вознаграждения в 10% сети навязывают маркетинговый контракт на продвижение, составляющий от 25 до 40% стоимости товара, рассказывали РБК поставщики. Если просуммировать официальное вознаграждение и все остальные выплаты на маркетинг, логистику и прочее, то общий размер ретробонуса зачастую превышает 30–40%.

Сети требуют осуществлять выплаты, прямо запрещенные законом: безусловный бонус – до 15% от цены поставки, плату за листинг – до 80 тыс. руб. за одну позицию в одном магазине, сбор за открытие новых магазинов – от 450 тыс. руб. за одну торговую точку, ежегодный подарок на день рождения сети, говорилось в аналитической записке, которую Союз производителей алкогольной продукции и еще нескольких отраслевых союзов составили к законопроекту в ноябре прошлого года.

В палитре мнений про закон о торговле есть и такое, что он в принципе не может работать. «Это сказка в пользу бедных. Если товар востребован рынком, он в любом случае будет стоять на полках. У поставщиков нет других проблем, кроме отсутствия у людей денег», – считает заместитель генерального директора Барыбинского молочного завода Андрей Бондарь. По его словам, производители и поставщики в любом случае включают все бонусы, которые платят сетям, в конечную цену товара для потребителя, и вряд ли магазины согласятся работать без этой наценки: «Если на них нажать, то эффективность работы торговых сетей снизится в разы и мы вернемся во времена убожества магазинов и торговли».