Лента новостей
Гуцул заявила, что Гагаузия не признает Майю Санду президентом Молдавии 19:22, Новость Слюсарь потребовал немедленно реагировать на аварии с отоплением 19:16, Новость Зачем нужен статус «квала» в России 19:12 В Британии успешно испытали «убийцу дронов» 19:11, Статья Помощник президента допустил, что Путин встретится с Асадом 19:06, Новость Каждый десятый представитель МСП воспользовался господдержкой в 2024 году 19:03 В Госдуме назвали слухами данные о скорой блокировке WhatsApp 19:03, Статья Как генеративный искусственный интеллект оценивает бизнес-показатели 19:02 Германия уточнила, что вошло в новый пакет военной помощи Украине 18:53, Новость Экс-футболист «Спартака» возглавил клуб итальянской Серии А 18:53, Статья На западе Москвы начали строить две новые станции метро 18:46, Новость «Ралли Деда Мороза» на Мосбирже. Долго ли продлится и чего ждать в 2025-м 18:44, Статья Дикиджи прыгнул четверной аксель, который Тарасова назвала гениальным 18:44, Статья Хинштейн заявил об отстранении арестованного по делу о хищении Лукина 18:43, Новость В России отзовут более 55 тыс. автомобилей Volkswagen и Skoda 18:41, Новость Топливо в убыток: как стать крупным игроком на рынке нефтепродуктов 18:35 Как организовать добычу без участия людей 18:29 Сенатор Шейкин допустил блокировку WhatsApp в России в 2025 году 18:29, Новость
Газета
Вся власть сити-менеджеру
Газета № 009 (2026) (2201) Общество,
0

Вся власть сити-менеджеру

Депутаты усиливают роль губернаторов в управлении городами и районами
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Депутаты позволят сити-менеджерам становиться единовластными градоначальниками. Губернаторы получат возможность в крупных муниципалитетах формировать вместе с городской думой конкурсную комиссию, которая будет выбирать кандидатов в мэры. Таким образом, избранный глава города будет руководить и местной администрацией.

Во вторник Госдума приняла во втором чтении законопроект, запрещающий муниципальным депутатам повторно участвовать в выборах советов, распущенных по их вине. Такое предложение внесли в Думу в феврале прошлого года депутаты законодательного собрания Красноярского края. Однако ко второму чтению проект сильно изменился: его доработали председатели комитетов по местному самоуправлению в Госдуме и Совете Федерации Виктор Кидяев и Дмитрий Азаров соответственно. В результате законопроект получил новое содержание: поправки оказались намного важнее первоначального текста, признают эксперты.

Вводятся два новых способа избрания главы муниципального образования, пояснил РБК заместитель Кидяева Виктор Казаков. Первый позволяет главе муниципалитета, избранному думой муниципального образования из своего состава, возглавить местную администрацию. Его полномочия депутата при этом прекращаются. Второй способ позволяет возглавить местную администрацию главе муниципалитета, выбранному депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, а также во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения эту комиссию формируют поровну губернатор и представительный орган муниципалитета.

В мае 2014 года Госдума приняла поправки, дающие возможность региональным властям отменить прямые выборы мэров в крупных городах. В итоге сегодня законодательно закреплены три модели управления городом. Первая предполагает, что избранный населением глава муниципалитета является одновременно и главой местной администрации (полновластный мэр), вторая – что глава города (являющийся председателем Думы) избирается депутатами, а хозяйством города занимается нанимаемый по контракту сити-менеджер, и третья – что глава города – спикер избирается населением, а администрацией также руководит сити-менеджер.

Нанимаемого по контракту сити-менеджера депутаты предлагают наделить статусом главы муниципального образования, поясняет суть поправок политолог Александр Кынев. «Упраздняется избираемый депутатами глава города – спикер, а сити-менеджер становится единственным руководителем и именуется теперь полноценным главой муниципалитета, который не избирается населением», – говорит он. Такой вариант на выбор властей субъекта вводится для всех типов муниципальных образований, уточняет эксперт. Предлагаемые новеллы снимают со спикеров функцию главы муниципалитета, а власть сити-менеджеров усиливают, говорит Кынев. По его словам, таким образом упраздняется «двухголовая» система управления, которая приводила к конфликтам глав муниципалитетов и сити-менеджеров в ряде городов. Глава города – спикер не обладает реальными рычагами власти (в отличие от сити-менеджера), но оба лица претендуют на первенство, объясняет эксперт Комитета гражданских инициатив Анд­рей Максимов.

Законопроект призван унифицировать понятие главы муниципального образования, считает один из авторов проведенной в прошлом году реформы системы местного самоуправления сенатор Вячеслав Тимченко. «У нас путаница в терминах, кто главный в городе», – добавил он. По мнению Максимова, власть наконец нашла схему, позволяющую достроить вертикаль власти до самого низа.

Директор по исследованиям Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Александр Пожалов рассказал РБК, что новые поправки не представляют собой какой-то кардинальной ревизии принципов прошлогодней реформы, а развивают их: «Одной из целей реформы было снятие предпосылок политических конфликтов вокруг местного самоуправления. Эти поправки предотвращают конфликты между мэром и советом депутатов (как, например, было в Ярославле или сейчас в Великом Новгороде) или между мэром-спикером и сити-менеджером».

Вторая цель – сделать систему местного самоуправления «более прозрачной и понятной для населения». «Раздвоение местной власти на публичного политического мэра и непубличного главу городского хозяйства влекло распыление между ними ответственности перед населением за качество местной власти. Теперь жителям в городах с системой профессиональных сити-менеджеров будет понятно, кто главное лицо и с кого спрашивать», – говорит эксперт.

По его мнению, новые модели повышают значимость советов депутатов и конкуренцию за места в них: это можно будет увидеть на выборах в сентябре, когда пройдут выборы в советы депутатов в 25 региональных столицах.

Пожалов считает, что две новые модели станут распространенными и в основном заменят модель сосуществования сити-менеджера и избранного главы из состава депутатов, но мало отразятся на тех регионах, которые уже приняли решение сохранить прямые выборы мэров. Именно ИСЭПИ в декабре 2013 года вынес на обсуждение два подхода к реформе местного самоуправления.

Генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов полагает: нововведения выгодны в первую очередь губернаторам, а в крупных городах может быть сопротивление местных элит новой форме избрания. «Зачем им дополнительные изменения, иногда лучше, когда есть дисперсия ответственности, многоликость власти. Это будет лишь точечно – с наибольшей вероятностью такую модель примут в Екатеринбурге», – полагает он. По словам Миронова, помимо снятия проблемы двоевластия федеральный центр решает другую задачу: переложить на губернаторов всю ответственность – что важно во время кризиса. «У губернатора теперь есть все механизмы – рули и не говори, что не можешь решать хозяйственные и политические проблемы городов у себя в регионе», – объясняет он логику федерального центра. Миронов отмечает, что прямые выборы мэров остались в 14 столицах субъектов.

По итогам принятия регионами в 2014 году законов о выборах глав местного самоуправления непрямой способ избрания предусмотрен в 55% всех муниципальных образований.