Запрет в границах страны
Россиян, работающих в зарубежных компаниях и живущих за рубежом, могут вывести из-под действия законопроекта о нежелательных организациях. Прочие граждане за нарушение запрета на работу в них будут привлекаться к ответственности.
Профильный конституционный комитет Госдумы обсуждает возможность ограничения сферы действия законопроекта о нежелательных организациях. Об этом РБК сообщил автор инициативы, эсэр Александр Тарнавский. В частности, в комитет уже внесена поправка о выводе из-под действия закона граждан России, работающих в зарубежных компаниях и живущих за рубежом, знает Тарнавский. Он отказался назвать имя автора поправки.
Россияне, работающие в зарубежных организациях и живущие за рубежом, потенциально могут быть привлечены к ответственности, если продолжат работать после признания организации нежелательной в России, пояснил РБК Тарнавский. За нарушение запрета организаторов и участников работы нежелательной организации предлагается наказывать административно и уголовно (административный штраф – до 100 тыс. руб., уголовное наказание – до 500 тыс. руб. штрафа, до пяти лет принудительных работ, до восьми лет лишения свободы), им может быть ограничен въезд в Россию. Получение денег и имущества от таких организаций гражданами, должностными лицами и юридическими лицами влечет наложение административных штрафов.
Но речь нужно вести о деяниях, совершенных на территории России: тональность законопроекта не антисанкционная, а превентивная, добавил собеседник РБК.
Возможности отказаться от принятия закона пока нет: он нужен в условиях обострившейся политической обстановки, ее нормализация пока не предвидится, уточнил Тарнавский.
Поправки к законопроекту Тарнавского в конституционном комитете будут принимать до 20 февраля. Ранее собеседник в конституционном комитете говорил РБК, что ко второму чтению законопроект Тарнавского планируется серьезно скорректировать. В частности, из-под его действия могут быть выведены коммерческие компании, запрет деятельности которых из-за угрозы национальной безопасности предусматривает первоначальный текст, говорил собеседник.
Комитет по безопасности Госдумы, выступающий в роли соисполнителя по законопроекту, ранее также вынес заключение о необходимости доработать документ, разграничив экстремистскую и нежелательную деятельность. Ликвидацию и запрет любой организации предусматривает уже существующий закон о противодействии экстремизму: решение принимается судом на основании обращения прокуратуры, отмечено в заключении комитета. Такие санкции грозят организациям, чья деятельность будет признана экстремистской, в том числе создающей реальную угрозу причинения вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, обществу и государству, напоминают авторы документа.
Только один депутат, Дмитрий Гудков («Справедливая Россия»), ранее выступил с возражениями: законопроект, по его мнению, негативно скажется на инвестиционном климате в России.
Если законопроект вступит в силу, власти получат возможность запрещать деятельность в России любых иностранных и международных организаций, коммерческих компаний. Такие компании не смогут открывать в России филиалы, нанимать персонал и рекламировать свою деятельность под угрозой уголовного преследования руководителей и работников. Под действие инициативы подпадают иностранные некоммерческие организации (НКО), на которые не распространяется закон об НКО – «иностранных агентах» (тот действует только в отношении российских НКО). Теоретически в перечне нежелательных могут оказаться и международные рейтинговые агентства, определяющие рейтинги российских компаний, не исключил ранее собеседник РБК в Госдуме, Тарнавский с этим согласился. Принимать решения о включении организаций в перечень нежелательных будут МИД, ФСБ и Генпрокуратура.
Адвокат Владимир Жеребенков считает инициативу о нежелательных организациях придуманной ради политической конъюнктуры. По его мнению, законопроект излишен, поскольку состав нежелательных организаций уже прописан в Уголовном и Административных кодексах. Он также может вызвать путаницу: неясно, будут ли вместе с материнской организацией признаваться нежелательными ее «дочки».