Лента новостей
Стал известен преемник Андрея Тихонова в «Енисее» 13:08, Статья Зеленский рассказал о планах привлечь $800 млрд на восстановление Украины 13:06, Статья ИИ обошел людей в турнире по криптотрейдингу. Какие у кого результаты 13:05, Статья Бакальчук отозвал иск к Ким о детях 13:05, Статья Полиция задержала мужчину после скандала из-за подарка в детском саду 13:04, Новость Рябков заявил об отходе России и США «от края пропасти» в отношениях 13:01, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 13:01, Онлайн Какие модели стали стандартом рынка частной авиации. Экспертный разбор 13:00 Кремль рассказал о ближайших планах работы по мирному урегулированию 12:57, Статья Россия и Азербайджан договорились укреплять союзнические отношения 12:54, Новость Минобороны сообщило о контроле над Заречным в Запорожской области 12:50, Статья Как выбрать елку на Новый год: инструкция по выбору живой и искусственной 12:48, Статья Совфед одобрил закон о правилах содержания лифтов в многоэтажках 12:46, Статья ЦИК передала мандат арестованного Вороновского кубанскому депутату 12:44, Статья Шесть трендов туризма: куда, как и почему путешествуют россияне 12:41 Как технологии могут помочь развитию практики инвестиционных советников 12:33 VIAVR провел эксперимент об эффективности рекламы в иммерсивной среде 12:30 Брокер «Т-Инвестиции» начал сбор заявок на обмен замороженными активами 12:30, Статья
Газета
Spotify не задержался
Газета № 017 (2034) (0302) Общество,
0

Spotify не задержался

Музыкальный сервис закрыл офис в России
Фото: REUTERS
Фото: REUTERS

Популярный в мире музыкальный сервис Spotify передумал открывать офис в России и планирует расстаться с локальным руководителем бизнеса Александром Кубанеишвили.

Самый известный в мире легальный музыкальный сервис, которым пользуются около 60 млн человек, решил не выходить на российский рынок в 2015 году. О том, что Spotify сворачивает деятельность в России, РБК рассказал потенциальный партнер сервиса в стране, а также источник, близкий к Александру Кубанеишвили, который должен был возглавить российский офис компании.

Сам Кубанеишвили подтвердил эту информацию – он прекратил сотрудничать со Spotify с февраля.

Помешали новые законы

Кубаниешвили в понедельник разослал потенциальным партнерам Spotify письма, в которых объяснил решение компании отказаться от выхода в Россию (копия есть у РБК). «Причин несколько: экономический кризис, политическая ситуация, новые законы, регулирующие интернет», – написал менеджер. Развернуто поговорить о рисках Spotify в России он отказался.

Источник, близкий к Spotify, уточнил, что кроме главной причины – экономического кризиса – компанию напугал новый закон о персональных данных, обязывающий с 1 сентября 2015 года хранить данные россиян на территории России. «Spotify – это облачный сервис, который не может работать так, чтобы персональные данные россиян хранились в России, а шведов – в Швеции», – сказал он. Архитектура сервиса устроена так, что для соответствия закону нужно будет поменять ее устройство полностью, а это обернется увеличением расходов.

В пресс-службе головного офиса Spotify на запрос РБК не отреаги­ровали.

Основанный шведами Даниелем Эком и Мартином Лоренцоном в 2006 году Spotify позволяет слушать музыку онлайн. Сервис представлен в 58 странах: его офисы помимо стран Европы расположены в Австралии, США, Гонконге, Мексике, и Сингапуре. Среди партнеров Spotify – Universal Music Group, Sony Music, EMI, Warner Music, Merlin и др.

В 2013 году Spotify получил выручку в размере $1,03 млрд, что на 74% больше, чем в 2012-м, чистый убыток составил $80 млн. По данным Financial Times, звукозаписывающим компаниям и другим владельцам прав на музыку компания заплатила $753,3 млн, то есть более 70% годовой выручки. По собственной информации Spotify, у сервиса 15 млн платных подписчиков и 60 млн активных пользователей.

Юридическое лицо в России появилось у Spotify еще в начале 2014 года: в Едином государственном реестре юридических лиц 13 января было зарегистрировано ООО «Спотифай». Его учредила частная компания с ограниченной ответственностью Spotify AB, зарегистрированная в Швеции. В реестре говорится, что ООО «Спотифай» должно заниматься «исследованием конъюнктуры рынка». В апреле газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники написала, что за развитие бизнеса на местном рынке будет отвечать Кубанеишвили. До этого менеджер отвечал за рекламный бизнес и отношения с партнерами в Google, занимался онлайн-продажами в Microsoft, был директором по продажам в Gigafone Technologies.

В сентябре ТАСС сообщал, что Spotify перенес выход на российский рынок с осени 2014 года на начало 2015-го. Причина, по версии источника агентства, заключалась в том, что Spotify так и не договорился с мобильными операторами о партнерстве.

Пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников в пятницу подтвердил РБК, что компания вела переговоры со Spotify, но в итоге тендер выиграл другой музыкальный сервис – Mondia Media Group GmbH. Эта компания предлагает не только стриминговое аудио, но и игры. Ее головной офис находится в Гамбурге, а представительства действуют в Бразилии, ЮАР, Италии и проч. Представители «ВымпелКома» и «МегаФона» не ответили на запросы РБК.

Подписка за 500 рублей

Частью контента Spotify можно пользоваться бесплатно в обмен на прослушивание рекламы, а полный каталог доступен за абонентскую плату. «Возможно, их глобальная лицензия не позволяет установить конкурентоспособную цену», – рассуждает контент-директор российского стримингового сервиса Zvooq Михаил Константинов.

Размер абонентской платы, по данным Spotify, отличается в разных странах, и разброс очень велик – от $2,93 на Филиппинах до $18,42 в Дании. В среднем подписка стоит около $7 в месяц, а по текущему курсу в России она обошлась бы почти в 500 руб., говорит Константинов. В России легальные сервисы прослушивания музыки, например «Яндекс.Музыка» и Zvooq, предлагают абонентскую плату в размере 150–200 руб. в месяц.

Основатель легального видеосервиса Tvigle Егор Яковлев считает, что Spotify понял бессмысленность распространения по подписке в России. По его мнению, рынок легальных сервисов , работающих по рекламной модели монетизации, в ближайшие годы ждет рост, а компаниям, работающим с платным и подписным контентом, будет гораздо сложнее. «Во время кризиса люди стараются сокращать расходы, и первыми страдают небазовые, например платный доступ к информационным каналам и сервисам, – особенно в России с ее относительно высоким уровнем пиратства», – заметил он. По данным Synovate Comcom, в январе 2015 года доля россиян, которые платят за какой-либо вид онлайн-контента, не превышала трети от всех интернет-пользователей (33%).

Генеральный директор Zvuki.ru Софья Соколова считает, что Spotify теоретически мог удачно стартовать в России в кризис. Например, в 2014 году на местный рынок вышел другой зарубежный сервис – Guvera, «игрок молодой, но весьма амбициозный», как считает Соколова. Guvera тоже зарабатывает и на подписке, и на рекламе.

Сейчас на рынке легальной онлайн-музыки в России несколько крупных игроков – «Яндекс. Музыка», Zvooq, Guvera и другие. По данным PwC, объем рынка цифровой музыки в России в 2013 году достиг $32 млн. Скачивание музыки принесло $17 млн, доля мобильной музыки составила $12 млн.