$3 млрд на недвижимости
Американский self-made инвестор Джефф Грин сделал состояние на ипотечном кризисе, как и его бывший друг Джон Полсон. Теперь Грин, владеющий недвижимостью на сотни миллионов, призывает американцев жить экономнее.
Из помощников официанта в миллионеры
Будущий инвестор Джефф Грин родился в 1954 году в штате Массачусетс. Его отец, торговавший текстильным оборудованием, разорился, и семья перебралась во Флориду. Но там финансовое положение семьи оставалось непрочным, и юноша брался за любую работу, лишь бы накопить денег на образование: был помощником официанта, продавал билеты в цирк, занимался телефонным маркетингом. Сперва он окончил университет Джонса Хопкинса, а затем на накопленные средства получил МВА в бизнес-школе Гарварда.
Еще во время учебы в Гарварде Грин решил заняться недвижимостью. На $7400 из остатков сбережений он купил дом на три семьи и стал сдавать жилье. К окончанию бизнес-школы у него уже было в собственности 18 объектов недвижимости под сдачу. Это позволяло Грину спокойно платить $4500 в год за обучение. Спустя всего несколько лет он уже был миллионером. По его словам, разбогатеть ему помогли не столько способности и усердие, сколько удача. «В недвижимости ты зарабатываешь 10% денег, потому что ты гений, и 90% – потому что ты поймал большую волну. Я поймал самую большую волну за всю историю Новой Англии», – цитирует удачливого инвестора Forbes.
Уроки Полсона
Впрочем, иногда волной смывало и самого Грина. Решив, что на Западном побережье ему удастся развернуться шире, он в 1980 году перебрался в Лос-Анджелес и начал скупать там жилье. Спустя всего лишь год молодой инвестор накопил активы на $35 млн, но внезапно цены на недвижимость рухнули. По его словам, через год его вложения оценивались на $15 млн меньше, чем долги.
Но даже в 90-е Грин показал себя как умелый пловец: не только не утонул, но и увеличил состояние к 2006 году до $700 млн. Как рассказал Грин в интервью CNBC, он извлек урок из краха: «Каждый год я впадал в минипанику и думал о том, как защитить себя».
В 2006 году он обратился за советом к Джону Полсону, который, предвидя, что пузырь на рынке недвижимости лопнет, создал небольшой фонд, чтобы играть на кредитно-дефолтных свопах (CDS) против ипотечных кредитов subprime. Когда Грин поинтересовался, может ли он сам играть на понижение, то Полсон ответил, что банк не даст ему разрешения.
Тем не менее Грин, хотя, по его признанию, и понятия не имел, как делать ставки, все же рискнул. Ему потребовалось немало усилий и красноречия, чтобы убедить гигантов Merrill Lynch и JP Morgan позволить ему «шортить» свопы. Сперва он проигрывал: летом 2006 года его убытки, как пишет Forbes, составляли $5 млн. Но затем, как и предсказывал Полсон, рынок рухнул, и Грин заработал на лопнувшем пузыре $800 млн.
Примечательно, что, по данным Alpha Magazine, за 2007 год лишь девять глав крупных хедж-фондов заработали больше, чем новичок Грин. Тогда он с состоянием в $1,4 млрд впервые попал в топ-400 самых богатых американцев по версии Forbes. Правда, отношения с Полсоном после этого у Грина охладели, инвестгуру отказывается комментировать причину охлаждения.
Рекордсмен real estate
Тот 2007 год стал для Грина знаковым со всех точек зрения: он женился на американке китайского происхождения Мэй Зе, которая на 20 лет его моложе, и приобрел за $35 млн у одного бизнесмена из Саудовской Аравии особняк Palazzo di Amore в Беверли Хиллз. Несмотря на то что свадебная церемония прошла именно в этом особняке, с самого начала для Грина это было лишь вложение средств. Как сообщила The Wall Street Journal, здание было не достроено и он вложил в его реконструкцию, продолжавшуюся почти восемь лет, около $25 млн. При этом он ухитрялся сдавать даже ремонтируемое здание за $475 тыс. в месяц (данные за сентябрь).
С ноября Palazzo di Amore выставлен на продажу за $195 млн – рекордную для США сумму (за прежнего рекордсмена, Owlwood Estate в Лос-Анджелесе, просят «всего-то» $150 млн, сообщила The Los Angeles Times).
Как рассказал Грин Bloomberg, у него нет партнеров или соинвесторов, он сам управляет вложениями в объекты недвижимости более чем на $750 млн (из них 3,5 тыс. апартаментов в Лос-Анджелесе), инвестициями в девелоперские проекты на $1,5 млрд и еще около $2 млрд финансовых инвестиций. В прошлом году его самый крупный фонд вырос более чем на 20% благодаря ставкам на Apple, Google, а также акциям банков и ипотечным ценным бумагам. В 2011 году Грин присоединился к благотворительной кампании Уоррена Баффета (The Giving Pledge) и пообещал пожертвовать 80% своего состояния, которое на данный момент, по оценке Forbes, составляет $3 млрд.