Консервный год
Бенефициарами российских продуктовых санкций и резкой девальвации рубля стали производители консервированного горошка, кукурузы и других овощей: в 2014 году продажи лидеров в этом сегменте рынка возросли на 20–65%.
Горошек нарасхват
О резком росте продаж в России первым сообщил лидер отечественного рынка – французская Bonduelle. В отчете за первое полугодие 2014/15 сельскохозяйственного года (начался в июле) компания раскрыла, что ее продажи в России в этот период оказались «исключительно высокими». Разбивки отдельно по странам Bonduelle в отчете не приводит, но весь сегмент Non-Europe Zone (включает Россию, Канаду и США) за шесть месяцев нарастил выручку на 13,7%, до €379,4 млн. С октября 2014 года продажи здесь росли уже на 17,2%, уточняется в отчете.
Рост выручки в России компания объясняет в первую очередь увеличением объема продаж: спрос на производимые в России продукты под марками Bonduelle и Globus растет на фоне подорожания импорта и введения Россией продуктового эмбарго, говорится в отчете.
Другие производители консервации также говорят, что прошлый год был удачным. Продажи овощной консервации в натуральном выражении группы компаний Ruspole Brands (бывшее «Русское поле»: бренды «Дядя Ваня», Corrado) в 2014 году увеличились на 65% (в рублях – на 75%), у «Помидорпрома» (марка «Огородников») – на 40–45%, «Экопродукт» нарастил общие продажи консервов на 25%, сообщили РБК их представители.
Рост продаж консервов заметили и в торговых сетях. Магазины «Дикси» в 2014 году продали на 10–15% больше овощных консервов. «Причем рост характерен сразу для нескольких субкатегорий – популярнее стали и готовые блюда (лечо и пр.), и ингредиенты для салатов (зеленый горошек, кукуруза), и маринованные и соленые овощи», – говорит представитель ретейлера Екатерина Куманина.
По оценке BusinesStat, в год в России производится 1,5 млн т плодоовощных консервов. По данным Росстата, в 2013 году объем промпроизводства овощных и грибных консервов составил 1,17 млн условных банок (или около 1,1 млн т), а в стоимостном выражении – порядка 112,7 млрд руб. (при средней цене 101,96 руб. за 1 кг).
Переход на жесть
Потребитель в регионах переходит со свежих продуктов на упакованные в жестяные банки, подтверждает директор по продажам торгового дома «Вега» Андрей Андреев (производитель и импортер овощной и фруктовой консервации). До резкой девальвации рубля свежие овощи были ненамного дороже консервированных, а сейчас они стоят почти втрое дороже, объясняет он.
В конце 2014 года сложилась нестандартная ситуация: рубль падал, а сети отказывали поставщикам в повышении цен, напоминает президент компании «Мистраль» (дистрибьютор бренда «Зеленый великан») Беслан Агрба. В этой ситуации покупатели, по его словам, сметали с полок все, и особенно товары длительного хранения.
Еще одним фактором роста продаж российских консервов стал уход конкурентов из Молдавии и Украины, говорит гендиректор компании «Помидорпром» Роман Гулевский. Роспотребнадзор еще в июле 2014 года запретил ввоз в Россию консервов из соседних стран – из‑за несоответствия этикетки внутреннему содержанию банок. Запрет пришелся как раз на период сбора и переработки сезонных овощей, так что большинство российских производителей успели нарастить производство, добавляет Дмитрий Леонов, зампредседателя правления ассоциации «Руспродсоюз». Многие иностранные производители после запрета тоже начали размещать заказы на российских заводах: к примеру, так поступили украинские «Верес» и «Нежин». Высокопроизводительных консервных заводов в России не больше десяти, сейчас их мощности востребованы и держателями брендов, и розничными сетями, указывает Леонов.
Цены будут расти
Производители консервов готовятся и дальше наращивать производство и поднимать цены. К примеру, «Помидорпром», по словам Гулевского, планирует в 2015 году увеличить производство вдвое.
О том, что рост цен неизбежен, говорят представители всех компаний-производителей, с которыми пообщался РБК. Семена для аграриев с лета 2014 года подорожали на 40–50%, удобрения – на 55–70% (данные Национального союза производителей овощей). Но главная причина – девальвация, говорит представитель Ruspole Brands: даже в консервах, которые производятся в России, доля импортной составляющей составляет порядка 70%. Например, жесть для банок в России не производят и даже этикетки часто заказывают за границей. Дистрибьюторы работают над импортозамещением, замечает Гулевский: «Раньше, к примеру, они привозили кукурузу из Китая, Таиланда или Индии, а теперь все чаще обращаются к российским производителям».