Лента новостей
Время, дети, авто: три совета от бизнесменов, как организовать отдых 10:33 Сколько заработали Усик и Фьюри на боксерском реванше 10:26, Статья Власти назвали вероятную причину аварии Ан-2 на Камчатке 10:13, Новость Объекты на курортах подорожали на 300% за 7 лет. Как на них влияет ставка 10:09, Статья «Это безумие». Что говорят о победе Усика над Фьюри в чемпионском бою 10:07, Статья Что такое ДСЖ и как будет работать в России 10:00, Статья Как разморозить пенсионные накопления 09:50 Губернатор Орловской области рассказал о последствиях ночной атаки дронов 09:49, Новость У арестованного экс-замминистра обороны нашли коллекцию ретроавтомобилей 09:42, Статья В Магдебурге арестовали мужчину, наехавшего на людей на ярмарке 09:23, Новость Как построить сквозную систему аналитики бизнеса 09:02 Курс доллара в 2025 году: было ли «разминкой» ослабление рубля в 2024-ом 09:00, Статья Минобороны отчиталось об уничтожении 42 украинских беспилотников 08:58, Новость Почему в Китае набирают популярность отели для геймеров 08:54, Статья Песков рассказал о рабочем графике Путина в новогодние каникулы 08:38, Новость По делу о вербовке в террористическую организацию задержали студента РУДН 08:19, Новость США по ошибке сбили свой истребитель над Красным морем 08:16, Статья Как выбрать швейцарский нож в сфере ИТ 08:11
Газета
Продам бизнес. Недорого
Газета № 023 (2040) (1102) Общество,
0

Продам бизнес. Недорого

Число предложений по продаже готовых предприятий резко выросло
Фото: Reuters
Фото: Reuters

Мелкие предприниматели массово пытаются избавиться от своих кафе, парикмахерских, турфирм. На сайтах по продаже готового бизнеса резко выросло число предложений. Однако желающих купить бизнес в кризис немного.

Кому бизнес?

В 2014 году многие малые предприниматели активно сворачивали свою деятельность и пытались продавать бизнес, свидетельствуют данные «Опоры России». Если в 2013 году в России было открыто 490,7 тыс. юрлиц, а закрыто 419 тыс., то за 11 месяцев 2014 года открылось 417,5 тыс. юрлиц, а закрылось 483,6 тыс.

Тенденция, характерная для страны в целом, наблюдалась и в столице: количество закрытых юрлиц в 2014 году превышало число открытых, в отличие от 2013 года: в 2013 году в Москве открылось 114,4 тыс. юрлиц, закрылось 110,1 тыс., в 2014 открылось 143,2 тыс. юрлиц, закрылось 183 тыс.

Данные о том, что предприниматели уходят из бизнеса, косвенно подтверждает и исследование сайта бесплатных объявлений Avito.ru. Компания предоставила РБК статистику по количеству размещенных на сайте объявлений о продажах бизнеса в 2013 и 2014 годах в разных регионах России. Цифры свидетельствуют о том, что количество желающих продать свой бизнес в 2014 году увеличилось в разы. В Москве, например, в 2014 году было подано в 14,5 раза больше объявлений о продажах бизнеса, чем в 2013-м, в Московской области – в 11,7 раза, в Санкт-Петербурге – в 15,8 раза, в Краснодарском крае – в 11,1 раза. При этом, по данным Avito, число активных объявлений на сайте с начала 2013 года выросло в три раза: с 7,927 млн в январе 2013 года до 24,48 млн в декабре 2014-го.

Из данных Avito следует, что всплеск предложений о продаже собственного бизнеса пришелся на март 2014 года. Например, в Москве в феврале на Avito было активно 282 объявления о продажах бизнеса в сфере услуг, в марте подобных объявлений стало уже 1244. Предложений о продаже магазинов в столице в феврале 2014 года было всего 164, а в марте стало уже 1104. Подобная тенденция наблюдается и в регионах.

В 2014 году активнее всего через Avito продавали предприятия общепита, сферы услуг, торговли, а также интернет-магазины.

Недорого

В прошлом году многие собственники испытали желание избавиться от своего бизнеса, рассказал РБК член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. «Продажа бизнеса связана с общим ухудшением предпринимательского климата в России, – комментирует он. – Люди испугались и повышения курса доллара, и увеличения арендных ставок, и снижения покупательской активности».

Страх сбивает цену. «Мы отмечаем тенденцию снижения уровня добавленной стоимости к цене активов и большую мобильность, гибкость продавцов и покупателей при проведении сделок купли-продажи бизнеса», – говорит генеральный директор агентства по продажам бизнеса «Альтера-Инвест» Максим Новицкий.

Выручка падает, продолжает Небольсин. Больше всего, по его словам, пострадали турбизнес (сокращение на 30%), ресторанный бизнес (сокращение до конца марта составит 25%), торговля спортивными товарами. «Увеличение выручки наблюдается только в стрит-ретейле и продуктовом ретейле в связи с повышением цен», – резюмирует эксперт.

«Турбизнес сейчас продать сложнее всего – это очевидно, – соглашается коммерческий директор агентства по продаже бизнеса «Ваша фирма» Александр Кузуб. – Люди сейчас предпочитают сами бронировать билеты, а не пользоваться услугами посредников».

По оценке агентства по продаже бизнеса «Бизнес-Трио», предложение бизнесов в 2014 году увеличилось на 30%. «Альтера-Инвест» оценивает рост в 23%. Спрос при этом растет только на интернет-магазины и бизнес в сфере услуг: те сегменты, где издержки минимальны, говорит коммерческий директор «Бизнес-Трио» Павел Горынин. Покупатели, по его наблюдениям, не спешат: «Люди стали избирательнее подходить к приобретению собственного бизнеса. Если раньше средние сроки экспозиции составляли около трех месяцев, то сейчас они увеличились до полугода».

Зачем продают

РБК сделал несколько десятков звонков по объявлениям и поинтересовался: а  почему продаете? Самая распространенная причина – это переезд, другие популярные версии – уход в новый проект, выход на пенсию, перевод денег в более консервативное направление.

В 99% случаев такие ответы не правдивы, уверен Горынин: «К нам обратился один клиент с просьбой продать его бизнес в Химках. Причина продажи – переезд. Однако бизнес был открыт всего три месяца назад. Неужели человек не знал, что переедет?»

Предпринимателям, выставляющим свои активы на продажу, странно было бы признаваться в том, что бизнес не идет. «Мы продаем свою сеть в связи со сменой вида деятельности, – рассказывает совладелец четырех фитнес-кафе Евгений. – Доходность точек в общем составляет 350–400 тыс. руб., и в кризис она не упала». «Мой бизнес приносит 250–400 тыс. в месяц прибыли, просто сейчас мне некогда им заниматься, – рассказывает продавец бани-сауны на Соколе Георгий. – Люди хотят отдыхать даже в кризис, поэтому в баню они будут ходить всегда».

Собственник четырех небольших кислородных кафе в Отрадном Артур, выставивший на Avito объявление о продаже сети, заверил РБК, что продает свой бизнес в связи с переездом в Сочи. За сеть он просит 3 млн руб., максимальная прибыль с самой крупной точки составляет 350 тыс. в месяц. В разговоре он, однако, признался, что сейчас таких сумм «уже давно нет» и «в кризис работать стало намного сложнее».

Владелец хостела на Чистых прудах Вадим тоже решил уехать из Москвы. Цена вполне приемлемая – 350 тыс. руб., однако прибыльность составляет всего около 30 тыс. руб. в месяц. «Я владею этим бизнесом около года, пытаюсь продать его около месяца, и честно говоря, звонков вообще нет», – признался Вадим.

Владелица туристического агентства в Алтуфьево Светлана почти уверена, что сбыть проблемный актив не удастся: «Уже в течение пяти месяцев я не могу продать ни одного тура. А у меня дети, ипотека. Пытаюсь продать агентство с ноября, но желающих купить просто нет. Если не продам до 1 марта, заберу свое оборудование и уйду. Чем буду заниматься дальше, даже не знаю».