Лента новостей
Как выбрать швейцарский нож в сфере ИТ 08:11 В ДР Конго 38 человек погибли и более 100 пропали после крушения парома 07:56, Новость Усик не стал обсуждать судейство после победы над Фьюри 07:22, Статья Усик посвятил матери победу над Фьюри 07:13, Статья Над Ростовской областью за ночь сбили восемь дронов и ракету 07:10, Новость СК возбудил дело после обнаружения пропавшего на Камчатке самолета Ан-2 06:51, Новость Трамп пригрозил потребовать возврата Панамского канала под контроль США 06:38, Статья Израиль раскритиковал папу римского за слова о жестокости в секторе Газа 06:33, Новость WSJ рассказала о «знакомой головоломке» Запада из-за Сирии 06:24, Статья «Роскосмос» сообщил об очередной корректировке высоты орбиты МКС 06:00, Новость Что формирует спрос на съемные квартиры в столичном регионе 05:46 На Камчатке нашли пропавший три дня назад Ан-2 05:29, Статья Telegraph сообщила о массовых увольнениях из британской армии 05:09, Статья В Адыгее заведут дело после сообщений о насилии отца и мачехи над детьми 04:55, Новость Бывший чемпион мира не согласился с решением судей о победе Усика 04:50, Статья Дюбуа прыгнул на ринг и предложил реванш победившему Фьюри Усику 04:45, Статья SVT узнал, куда отплыло китайское судно из дела обрыва кабелей в Балтике 04:36, Статья ТАСС узнал число поджогов банкоматов и взрывов в Москве из-за мошенников 04:14, Статья
Газета
Движением руки
Газета № 032 (2049) (2502) Общество,
0

Движением руки

Стартап Surfancy делает любую реальность виртуальной
Фото: Олег Яковлев/РБК
Фото: Олег Яковлев/РБК

Выпускники МИЭТа придумали, как извлечь деньги из любой поверхности, превратив ее в сенсорный экран.

Братья Дмитрий и Андрей Литмановичи больше десяти лет занимались сенсорными экранами и создали простое устройство Surfancy стоимостью $1 тыс., способное превратить в сенсорный экран любую поверхность шириной в несколько метров. Их старт­ап, ключевыми клиентами которого могут стать ретейлеры и рекламные агентства, уже привлек инвестиции у сингапурского венчурного фонда. В 2015 году братья готовятся продать до 8 тыс. устройств, заработав на этом более $4 млн.

Виртуальность где угодно

По данным американской исследовательской фирмы InfoTrends, компании, использующие интерактивные дисплеи для оформления своих витрин или как носитель наружной рекламы, увеличивают известность своего бренда на 48%, объемы  продаж – на 32%, а среднюю сумму чека – на 30%. Но широкоформатные экраны для интерактивных витрин и видеостен – удовольствие не из дешевых, их цена может достигать сотен тысяч долларов. Инженеры из Зеленограда, братья Андрей и Дмитрий Литмановичи, и их однокурсник Бахит Алиев создали систему Surfancy (от анг. Surface fancy – причудливая поверхность), которая способна «на­учить» любую поверхность «откликаться» на действия пользователя. Ее размеры могут достигать 1 х 5 м, цена при этом – в пределах $1 тыс. за шт.

«Геймификация и интерактивность уличной рекламы обеспечивает ей большую привлекательность и эффективность», – рассказывает РБК Дмитрий Литманович. В качестве примеров он приводит Nike, которая в рамках своей кампании предложила прохожим измерить «силу» прыжка и затем сохранить результаты, Diesel, которая дала возможность проходящим мимо витрины изменить «погоду» за окном виртуального дома, и Сбербанк, предложивший посетителям одного из своих отделений «разморозить» окно, чтобы заглянуть в теплую комнату.

Создатели Surfancy считают, что их технология будет в первую очередь востребована для уличных рекламных кампаний. Системы, существующие на рынке сейчас, не столь прочны: резистивные экраны недолговечны из-за быстрого выхода из строя пленки и небольшого «времени жизни» каждой точки, а емкостные и проекционно-емкостные чувствительны к температуре.

По словам создателей технологии, у Surfancy нет этих недостатков, система позволяет осуществлять контакт с пользователем сквозь прозрачное стекло. Электронно-оптическая часть Surfancy размещается с обратной стороны стекла, а два отражающих элемента – снаружи. То, что устройство находится внутри, повышает противовандальную безопасность. Кроме того, такое решение не требует изменения первоначального формата и дизайна витрины. Surfancy может работать автономно на литий-ионных аккумуляторах (до 12 часов в активном режиме и до 48 часов – в спящем), связываясь с пользовательским компьютером по Bluetooth. Но основным преимуществом, по мнению создателей технологии, остается гибкость в использовании и универсальность: при «закрепленной» высоте витрины (до 1 м) ее длину можно легко изменять.

Звонок из Сингапура

Летом 2013 года Литмановичи представили свою разработку в рамках программы «Зворыкинский проект». На технологию обратил внимание российско-сингапурский акселератор стартапов HaxAsia, проект получил от него финансирование в размере 35 тыс. сингапурских долларов (венчурный партнер HaxAsia Валентин Бутюгин уточнил РБК, что Surfancy было предоставлено финансирование в эквиваленте 1,3 млн руб.). Еще $50 тыс., по словам Дмитрия Литмановича, предоставило агентство по развитию при Минсвязи Сингапура – Media Development Authority. Для продвижения на международных рынках в мае 2014 года братья Литмановичи и Бахит Алиев на паритетных началах создали в США компанию SensArt Technologies. В ближайшие месяцы SensArt будет вести испытания технологии в одном из магазинов Сингапура. Сейчас, по словам основателей, компания ведет переговоры с несколькими венчурными фондами о привлечении $200 тыс. в обмен на 10% компании – эти деньги нужны для запуска массового производства на одном из зеленоградских заводов.

На деньги, полученные от первых инвесторов, в 2014 году Surfancy произвела пилотную партию устройств. Первые два были поставлены родному МИЭТу, несколько тестовых устройств Surfancy также продала рекламным компаниям. Пока в общей сложности на продажах стартап в 2014 году заработал около $20 тыс. Одновременно компания собирает предзаказы на своем сайте. Ориентировочная цена системы высотой 1 м составляет около $1 тыс. В эту цифру входит лицензия на стандартный функционал системы. За возможность сбора статистики и просмотр тепловой карты придется доплачивать отдельно. Для типовой версии Surfancy чистая рентабельность от продаж составит не менее 30%, говорит Дмитрий Литманович. По его словам, с момента запуска владельцы Surfancy получили около 300 предзаказов на Surfancy, подавляющее большинство – от b2b-клиентов рекламных компаний.

Для выхода на операционную рентабельность, по словам Литмановича, стартапу нужно продать в 2015 году 1 тыс. устройств, но рассчитывает он продать 6 тыс. устройств в b2b-сегменте и еще 2 тыс. устройств – частным клиентам. Выручка за 2015 год в случае успеха этого плана должна составить $4,2 млн (без учета колебаний курса). В России, по словам Литмановича, у Surfancy уже появился первый крупный клиент: достигнута предварительная договоренность о поставке около 1 тыс. устройств одному из сотовых операторов «большой тройки» (какому именно, компания не раскрывает), который хочет установить системы в точках продаж.

Управляющий партнер фонда TMT Investments Артем Инютин советует создателям Surfancy не распыляться. «Если все те технические данные, про которых заявляют в Surfancy, реально выполняются, то это интересное технологическое решение, – заявил он РБК. – В b2b-сегменте есть огромное количество устройств и секторов, где технологию можно применить. В b2c-сегменте я не вижу таких больших перспектив. Мощные компании, работающие на этом рынке, вполне могут сами разработать подобную же технологию, завоевывать этот рынок Surfancy будет крайне сложно и капиталоемко».

Как привлечь пользователя

Потенциальным клиентам Surfancy нравится разработка выпускников МИЭТа​. «Учитывая низкую стоимость решения, это может разнообразить имеющиеся сейчас на рынке технологии», – считает Михаил Батуев, начальник управления перспективных проектов Альфа-банка. Вилли Крючков, директор по маркетингу розничной сети по продаже электроники «Ноу-Хау», считает, что технологии, подобные Surfancy, расширяют возможности самостоятельных покупок в магазинах.

Вместе с тем Михаил Раяк, исполнительный директор НКО «Фонд предпосевных инвестиций», отмечает, что главная проблема, с которой столкнется Surfancy, – это привлечение внимания пользователя. «Мы видим много попыток внедрить интерактивные технологии в торгово-развлекательных центрах, тем не менее массовым хай-тек так и не становится, – отмечает эксперт. – Основная проблема не в технической реализации интерактивности, а в привлечении к ней проходящего мимо человека. Что побудит его начать взаимодействие? На этом «прокалывались» многие, начиная с интерактивного магазина продуктов в метро на стенах в Японии, заканчивая небезызвестным DisplAir [российский стартап, развивающий «воздушный» безэкранный дисплей, который так и не вышел в серийное производство]. До конца не понятны алгоритмы взаимодействия с адресатом».