Челноки возвращаются
Предприниматели Александр Бабарыко и Артур Хачатрян возрождают бизнес 1990-х на новом технологическом уровне: их интернет-сервисы помогают договориться с соотечественником, летящим в Россию из-за границы, о доставке покупок из западных магазинов.
Окупить поездку
«Вы уделите нам 15 минут своего времени и немного места в чемодане, а мы за это хорошо заплатим. Вы поможете доставить нашему клиенту классный гаджет, а мы сделаем все, чтобы вы вообще не напрягались и не отвлекались от цели своей поездки. В зависимости от заказа вы можете заработать до $500. А это уже стоимость авиабилета. Например, маленькая коробочка с «айфоном» пополнит ваш счет примерно на $70», – говорится на сайте Passenger.me.
В 2014 году граждане России совершили почти 40 млн авиаперелетов в страны дальнего зарубежья, если бы каждый из них брал с собой по две посылки «для друга», то они бы полностью выполнили работу «Почты России» по доставке входящих международных отправлений – дешевле и быстрее почтового оператора, говорит Бабарыко. Мысль о создании платформы Passenger.me пришла к нему, когда он столкнулся с невозможностью найти нужную модель iPod в российских магазинах. Конечно, у пользователя есть выбор: заказать традиционную доставку – вначале USPS (Почтовой службой США), а потом «Почтой России» – или воспользоваться одним из сервисов почтовой пересылки товаров вроде Shopotam или Shipito, но при этом всегда есть риск потери посылки, затягивания сроков доставки и т.д., рассуждает Бабарыко. Он поделился идеей с давним другом Глебом Каплуном, партнером венчурного фонда Bright Capital Digital, тот помог продумать концепцию и бизнес-модель.
Каплун стал и первым инвестором проекта: он подтверждает это, но не называет размер вложений. В 2013 году они стали соучредителями компании Gipsetter Inc в США. Техническую разработку проекта позже возглавил Дмитрий Куринский, получивший опцион на долю в этой компании.
На сайте Passenger.me покупатель выбирает товары из каталога интернет-магазина Amazon (содержит более 50 млн позиций), оплачивает их с учетом вознаграждения путешественника (минимум $20) и комиссии сервиса (3–5%): эта оплата поступает на депозит сервиса. Путешественник, который хочет стать курьером, регистрируется на сайте и вводит даты своего полета. В системе он видит, какие из уже подтвержденных и предоплаченных заказов он может доставить. Он дает согласие на доставку товара и выкупает товар на себя. В США он получает товар по месту своего пребывания или забирает заказ из постомата Amazon Locker. В Москве к путешественнику домой или в офис приезжает курьер Passenger.me, который проверяет заказ. Он же доставляет его покупателю домой или в офис. Наконец, Passenger.me отправляет путешественнику компенсацию суммы покупки и вознаграждение за доставку с депозита сервиса.
Если путешественник не привезет товар, сервис возвращает сумму депозита покупателю. Если товар доставлен вовремя и соответствует заказу, то у покупателя нет возможности отказаться от него. Если путешественник привез не то, что заказано, то сам несет ответственность за последствия.
Схему доставки основатели Passenger.me отрабатывали на себе – ездили «челноками», рассказывает Бабарыко. Законы не нарушали, подчеркивает он: сервис не позволяет доставлять заказы с превышением таможенных лимитов, то есть стоимость товаров не должна превосходить €10 тыс. на человека, а партия не должна содержать более пяти однотипных товаров. В октябре 2014 года сервис стал работать в тестовой версии – покупки смогли сделать друзья и знакомые предпринимателей.
В январе 2015 года сервис стал доступен широкой публике, а к концу февраля в нем зарегистрировались около 5 тыс. пользователей, были введены данные примерно о 740 перелетах. К 19 февраля сервис доставил 268 заказов из США на сумму более $73 тыс., рассказывают его создатели. Преимущественно через Passenger.me покупают гаджеты и luxury-товары (косметику и обувь), товары для детей. Средний чек покупателя – около $300. Один заказ в среднем содержит два товара.
Для сравнения, лидер рынка почтового форвардинга (предоставление почтового адреса за рубежом при совершении самостоятельных покупок; услуга актуальна при невозможности прямого почтового отправления от продавца покупателю) в России – сервис ShopoTam – в 2014 году, по словам директора по маркетингу компании Андрея Лямина, перевез 370 тыс. посылок общей стоимостью (с учетом доставки) почти $182 млн.
Источником дохода Passenger.me будет не только комиссия с покупателя (около 3–5% от суммы покупки), но и партнерские отчисления от магазинов (4,5–9% от стоимости товара). В структуре выручки Passenger.me на транзакционные платежи будет приходиться 40%, на партнерские отчисления – 60%, считает Бабарыко. Проект начнет зарабатывать, когда количество доставок превысит 1 тыс. в месяц – это должно произойти к концу 2015 года, база пользователей при этом превысит несколько сотен тысяч человек.
Общая сумма вложений в Passenger.me составила $250 тыс., в том числе примерно €25 тыс. за 5-процентную долю в компании предоставил немецкий посевной фонд Axel Springer Plug’n’Play, говорит Бабарыко. Комментарий фонда получить не удалось.
«Идея покупок за рубежом с помощью путешественников не нова, но мы поставили ее на новые рельсы, создали инфраструктуру для уже имеющейся схемы взаимодействия людей», – резюмирует Бабарыко.
Народная почта
Passenger.me – не единственный российский стартап в сегменте «дружеской» доставки. C марта 2014 года работает проект «Туда? Туда!», основанный предпринимателями Артуром Хачатряном и Максимом Сатлером: он предоставляет возможность русскоговорящим путешественникам и покупателям напрямую заключить соглашение о доставке посылок из любой точки мира куда угодно. Тот, кто хочет что-то получить из-за рубежа, оставляет заявку, а тот, кто отправляется в путешествие, – описание своей поездки. Система автоматически рассылает сообщения и путешественнику, и потенциальному покупателю, если видит совпадение. При этом система поиска учитывает города и пути следования – если, например, турист едет из Санкт-Петербурга в Ростов-на-Дону через Москву, система предложит ему доставки в населенные пункты, находящиеся на маршруте.
Хачатряну часто приходилось передавать посылки на родину в Армению через авиапассажиров, не всегда легко было найти желающих помочь. «Например, однажды я просил отправить ювелирные изделия своему брату-ювелиру в Армению, – люди опасались, что возникнут проблемы с перевозкой, – вспоминает Хачатрян. – В другой раз я отправлял в США два жестких диска, и нашел помощника, которому пришлось заплатить около $100». Хачатрян позиционирует «Туда? Туда!» как «народную почту» и акцентирует, что сервис работает в тренде «рационального потребления» и готовности людей помогать друг другу.
На «Туда? Туда!» нет каталога товаров, но есть раздел «идеи для заявок», где сами создатели сервиса советуют пользователям, какие товары и откуда стоит заказать – шоколад из Бельгии или крабов из Владивостока. Участие сервиса как модератора ограничивается тем, что «Туда? Туда!» дает рекомендации: например, покупатели не должны заранее оплачивать товар, а если они соглашаются на предоплату, она должна составить не больше 10%. Среди советов путешественникам, в частности, – не перевозить упакованный товар, не посмотрев, что именно придется доставить. Если речь идет о доставке дорогой вещи стоимостью $300–500 или стороны хотят перестраховаться, они могут подписать договор – его типовой вариант предлагается. При этом путешественники, работающие с «Туда? Туда!», могут браться за перевозку не только товаров, но и, к примеру, домашних животных: однажды перевозили сову, рассказывает Хачатрян.
По его словам, сейчас число международных «посылок» выросло по отношению к количеству перевозок внутри страны: зарубежный сегмент сегодня – это 10% от общего числа доставок. На сайте зарегистрированы 10 тыс. человек, за год работы сервиса через него прошло больше 2,5 тыс. доставок, утверждает предприниматель. Средний чек доставки товара из-за рубежа – $150–200. Путешественник обычно берет за доставку от 300 руб., если речь идет о небольших расстояниях, дальше ценник растет пропорционально километрам и весу доставляемого. Например, за доставку велосипеда из Германии летом 2014 года пользователь был готов заплатить €500.
Пока «Туда? Туда!» зарабатывает на партнерских программах со службами доставки – около 15% доставок проходит при участии партнеров, при этом сервис получает процент от их чека. В планах создателей «Туда? Туда!» – продавать рекламу на сайте и контакты «самых надежных» путешественников (на платформе действует своя система рейтингов). В сервис вложено около 1,5 млн руб. (примерно $40 тыс. по среднему курсу за 2014 год), а его месячная выручка пока не превышает $1 тыс. в месяц. Еще 2 млн руб. (около $32 тыс. по среднему курсу за январь-февраль 2015 года) сервис пытается привлечь у российских бизнес-ангелов, чтобы выпустить мобильное приложение.
«Мы приветствуем новые формы e-commerce, ведь это помогает людям покупать еще дешевле, – говорит Лямин из ShopoTam. – Вряд ли мы будем конкурентами, так как в схеме доставки путешественниками есть специфика: не каждый захочет доверить свою покупку постороннему человеку».
Старшему менеджеру по инвестициям венчурного фонда LETA Capital Сергею Топорову нравится модель «Туда? Туда!»: «Проект работает как агрегатор-посредник, очень гибкий. Passenger.me больше ориентируется на доставку из США, при этом стоимость его услуг – $20 путешественнику плюс комиссия 3–5% сервиса – сравнима с профессиональными игроками рынка». По его мнению, доход «Туда? Туда!» – более прогнозируемый, так как зависит от трафика на сайте, а не от грузооборота и стоимости перевозок.