Скидка под льготу
Чтобы поддержать падающие продажи, автопроизводители готовы жертвовать рентабельностью. Ford, чтобы включить свои модели в стартующую 1 апреля госпрограмму льготного кредитования, снижает цены на десятки процентов, а Renault обнуляет ставки в своей кредитной программе.
1 апреля стартует новая государственная программа льготного автокредитования. Накануне автопроизводители получили ее окончательные параметры. В рамках программы Минпромторг будет компенсировать 9,33% банковской ставки (2/3 ключевой ставки ЦБ) по кредиту на покупку автомобиля стоимостью до 1 млн руб. Минимальный платеж — 20%, срок действия кредита — до 36 месяцев. Программа будет действовать до конца года. Параллельно 1 апреля начнет работу программа льготного автолизинга. Ее участники получат скидку 10% от стоимости автомобиля, но не более 500 тыс. руб. на одну машину и не более 5 млн руб. на одного лизингополучателя. В целом на обе программы правительство выделит 1,5 млрд и 2 млрд руб. соответственно.
Впервые государство вводило программу льготного автокредитования, чтобы поддержать спрос, во время прошлого кризиса в 2009 году. Последняя такая программа действовала во второй половине 2013 года. Минпромторг тогда компенсировал 75% от ставки рефинансирования Центробанка (8,3%), а стоимость машины не должна была превышать 750 тыс. руб.
Глава ассоциации автодилеров (РОАД) Владимир Моженков не сомневается в успехе программы. По его оценке, ее бюджет будет освоен максимум к концу мая. 1,5 млрд руб. хватит на 25–30 тыс. кредитов, подсчитал аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. В ближайшее время РОАД предложит правительству выделять на программу не менее 10 млрд руб. на квартал, а порог стоимости автомобиля повысить до 1,25 млн руб. Так дилеры рассчитывают стабилизировать продажи автомобилей, которые по прогнозам в текущем году могут снизиться вдвое.
В новой программе для банков будет действовать ограничение по размеру ставки. Она не должна превышать размер ключевой ставки ЦБ (сейчас — 14%) плюс 10 процентных пунктов. Таким образом, с учетом компенсации от государства максимальная ставка по программе составит 14,67%. В прошлой программе такого ограничения не было, и банки вскоре после ее старта повысили ставки по автокредитам с 12 до 18%, фактически отменив скидку от государства. После этого «программа перестала быть выгодной для покупателя», говорил РБК директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов.
Льготное автокредитование — часть масштабной программы господдержки российского автомобильного бизнеса на 25 млрд руб.
Деньги также будут направлены на закупку автотранспорта федеральными органами исполнительной власти (11 млрд руб.), закупку муниципалитетами троллейбусов и трамваев (600 млн руб.), продление госпрограммы утилизации во втором квартале (5 млрд руб.), а также софинансирование закупок газомоторной техники регионами (3 млрд руб).
Скидки от Ford и Renault
Дилеры еще с прошлого года просили Минпромторг возобновить программу льготного автокредитования, но на новых условиях — в частности, повысить порог стоимости машины до 1,25 млн руб. Тогда под программу попало бы 40% всего авторынка в стоимостном выражении, говорят топ-менеджеры двух дилеров. В категорию «до 1 млн руб.», уточняют они, попадает только 20% машин. Во время действия первой антикризисной программы льготного автокредитования 2009 года государству уже приходилось повышать максимальную цену покупаемого автомобиля — с 350 тыс. до 600 тыс. руб. после четырех месяцев работы программы в июле 2009 года
Пока верхняя планка цены не повышена, автопроизводителям, пытающимся любой ценой остановить падение продаж, приходится снижать цены, чтобы попасть под действие программы. Например, как стало известно РБК, Ford Sollers, чтобы включить в программу еще две модели (пока параметрам соответствует только Focus), с 1 апреля объявит о снижении цен на седан Mondeo нового поколения и внедорожник EcoSport. Стоимость Mondeo будет снижена на 13,1% до 999 тыс. руб., второй — на 27,3%, до 799 тыс. руб. После снижения цены более 80% комплектаций Ford EcoSport будут доступны к приобретению на льготных условиях, уточнил представитель компании.
Снижение цен может быть оправданным: по оценке Владимира Маженкова, участие в льготной программе повышает продажи модели на 20%.
В 2009 году Ford уже приходилось адаптироваться к неудобным условиям госпрограмм. Тогда, как и сейчас, государство субсидировало покупателю 2/3 ставки ЦБ по автокредиту на автомобиль стоимостью до 350 тыс. руб. В утвержденный Минпромторгом список моделей, попавших в программу, входило три автомобиля, стоившие дороже нижней планки — Volkswagen Jetta (на момент начала программы стоил от 579 тыс. руб.), Chevrolet Niva (от 412 тыс. руб.) и Ford Focus (388 тыс. руб.). Volkswagen и производитель Niva, СП GM-АвтоВАЗ, снижать цены не стали, а Ford, чтобы его основная бюджетная модель смогла участвовать в программе, снизил стоимость Focus в минимальной комплектации с 388 тыс. до 345 тыс. руб.
Другие автопроизводители о новых прайс-листах пока не объявляли. Но, например, Renault, завтра обновит условия собственной программы кредитования. По ней, по словам представителя компании, кредит на покупку Duster будет стоить 0% годовых, Logan и Sandero – 6,9%, Fluence и Megan – 7,9%. До сих пор ставка на все модели Renault по собственной программе составляла 9,9%, уточнили в отделе продаж одного из дилеров марки.
Все ради продаж
Продажи падают так резко, что, чтобы поддержать их, автопроизводители готовы приносить в жертву маржинальность, констатирует гендиректор Auto-Dealer.ru Олег Дацкив. По оценке гендиректора ГК «Рольф» Татьяны Луковецкой, с конца прошло года цены на автомобили выросли в среднем на 40%, а их продажи, согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса, в январе-феврале упали на 32,1% (в 2014-м – на 10,3%). Продажи Ford и Renault снизились еще сильнее – на 70 и 40%, соответственно. Если автомобили будут дорожать и дальше, есть риск, что рынок встанет полностью, добавляет Дацкив. А пока стабилизация курсов валют дает возможность снизить цены, полагает Дацкив. С пиковых значений января курс доллар снизился на 18%, до 58,2 руб., евро – на 22,5%, до 62,5 руб.
Ford Sollers снижает цены уже второй раз за год. В начале марта EcoSport, в зависимости от комплектации, подешевел на 6–12%, Focus, соответственно, —на 7—11%, Kuga – 4—6%, Explorer —3–4%. До этого, на 3% подешевел Renault Duster, Peugeot снизил цены на свой модельный ряд в среднем на 200 тыс. руб., Great Wall —на 75 тыс. руб. Корректируются и собственные программы кредитования автопроизводителей: УАЗ, например, с марта при покупке внедорожника в кредит дает скидку 50 тыс. руб. на все модели, с 25 марта действует кредитные программы для Peugeot 408 и Сitroën С4 седан по ставке 0%, рассказали РБК представители компаний. У Ford Sollers также есть собственная кредитная программа, по которой ставка для моделей до 1 млн руб. составляет 4,9% годовых, но при условии 30%-ого первоначального платежа.
Впрочем, Татьяна Луковецкая и директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Сергей Литвиненко не исключают дальнейшего роста цен на автомобили, так как текущее повышение на 40% полностью не компенсирует потери автопроизводителей от девальвации рубля. Сейчас до сих пор продаются машины 2014 года выпуска по старым ценам, с апреля начнутся продажи моделей 2015 года по новой стоимости, поясняет Луковецкая.