Лента новостей
В обход стереотипов: как женщины строят карьеру в промышленности 21:30 Экс-игрок сборной России Семшов стал советником белгородского губернатора 21:30, Статья МЧС предупредило москвичей о тумане до утра 24 декабря 21:20, Новость Как регионы используют потенциал федеральных инициатив 21:20 Президентский фонд отказал Загитовой в гранте на ₽74 млн на новое шоу 21:15, Статья В Соцфонде рассказали, кому досрочно выплатят пенсии за январь 21:00, Новость На идею Трампа купить Гренландию ее премьер ответил отказом 20:59, Статья В Ростовской области сел на мель теплоход с углем 20:58, Статья Во Франции сформировалось четвертое за год правительство 20:53, Статья В Перми за два часа подожгли два банкомата 20:41, Новость В казахстанской федерации ответили на сообщения об отставке Черчесова 20:35, Статья Как развитие производства ускоряет масштабирование light industrial 20:23 Зурабишвили пригрозила «свержением режима», если не пройдут новые выборы 20:22, Статья Аналитики «Т-Инвестиций» спрогнозировали ₽4,5 трлн дивидендов в 2025 году 20:20, Статья Прокуратура предупредила об ответственности за поджоги из-за мошенников 20:08, Новость Эффект лизинга: сократить расходы, наладить процессы и получить рекламу 20:05 Спецпосланник Трампа описал, какого мира тот хочет для России и Украины 20:05, Статья ЦБ: объем средств россиян в банках приблизился к ₽54 трлн 19:49, Статья
Газета
Дырка от фонда
Газета № 065 (2082) (1404) Общество,
0

Дырка от фонда

Правительству недостает 1,5 трлн рублей
Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ
Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ

Нужно менять бюджетное правило, иначе за три года будет потрачен весь Резервный фонд и все равно на госрасходы не будет хватать еще 1,5 трлн руб., оценил Минфин.

На все не хватит

Минфин начал работу над бюджетом 2016 года и плановый период 2017–2018 годов, сообщила в понедельник первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. По ее словам, «уже есть четыре варианта, нужно делать новое бюджетное правило. По действующему бюджетному правилу мы не вписываемся».

Согласно бюджетному правилу дополнительные нефтегазовые доходы бюджета, которые формируются в случае превышения фактической цены на нефть над расчетной (определяется как среднее арифметическое за несколько предшествующих лет), перечисляются в Резервный фонд. Если цена на нефть снижается, расчетная цена, напротив, позволяет использовать средства Резервного фонда на текущие расходы бюджета.

Как пояснила Нестеренко, если применить действующее бюджетное правило к бюджету на следующую трехлетку, «дефицит Резервного фонда [составляет] почти 1,5 трлн руб., потому что базовая цена в следующем году выше прогнозной». «Получается, что мы бюджет должны посчитать из несу­ществующей цены», — отметила замминистра.

Расчеты были проведены исходя из максимального объема расходов, которые возможны в рамках бюджетного правила и при дефиците бюджета в 1% ВВП, сказал РБК замминистра финансов Максим Орешкин. Он не исключил, что нехватка резервов может даже превысить 1,5 трлн. «В лоб бюджетное правило взять не получится. Резервов не накопили столько, сколько должны были накопить», — указывает чиновник.

Проблема не встала бы так остро, если бы в последние годы бюджет не верстался исходя из макроэкономических прогнозов, которые по факту оказывались завышены, объясняет источник в финансово-экономическом блоке правительства. «Вместо тех накоплений, которые должны были быть по бюджетному правилу, у нас в результате каждый год получалась гораздо меньшая сумма», — жалуется он.

Неудобное правило

Бюджетное правило уже давно не дает покоя финансово-экономическому блоку правительства. Традиционно за его смягчение выступало Мин­экономразвития, против был как раз Минфин. Так, весной прошлого года Минэкономразвития предлагало скорректировать правило, увеличив бюджетный дефицит с 1 до 2%.

В ответ Минфин, напротив, предложил правило ужесточить и снизить предельный уровень расходов в формуле расчета (считается как сумма доходов, исходя из средней цены на нефть за последние несколько лет, и 1% ВВП, последнюю величину Минфин предлагал уменьшить), а также направлять в нефтегазовые доходы дивиденды и налог на прибыль нефтегазовых компаний.

Точку в дискуссии поставил в апреле прошлого года Владимир Путин. «С учетом рисков в мировой экономике, не только в нашей, я бы все-таки пока не спешил с изменением бюджетного правила. Но это решение, которое находится в компетенции правительства», — сказал он после прямой линии в прошлом году.

Но уже в августе прошлого года Минэкономразвития снова подняло вопрос об изменении правила. Теперь в числе аргументов приводилось также «обострение геополитической обстановки». «С введением ответных санкций по ограничению импорта мы получили уникальную возможность развивать важнейшие отрасли, — написал в статье для «Ведомостей» глава министерства Алексей Улюкаев. — Эти обстоятельства вновь поднимают вопрос о том, так ли правы мы в своем стремлении сохранить бюджетное правило».

В январе 2015 года глава Минфина Антон Силуанов на Гайдаровском форуме в Москве заявил, что бюджет на 2016 год должен быть сформирован по более жесткому бюджетному правилу и задача правительства — иметь сбалансированный бюджет к 2017 году при цене на нефть $70 за баррель. «Поскольку все сходятся в мысли, что цены на нефть, скорее всего, резко повышаться не будут, то нам как можно скорее нужно привести наши расходы в соответствие с новыми экономическими реалиями», — сказал Силуанов.

«Корректировку действующих правил Минэкономразвития в настоящее время не проводило. В рамках прогноза для бюджета учитывались существующие бюджетные правила», — ответила помощник министра экономики Елена Лашкина на запрос РБК.

Нефть поможет

Если секторальные санкции против российской экономики в обозримом будущем сохранятся, цена на нефть в 2016–2018 годах останется на уровне $50 за баррель и расходы бюджета будут сокращаться на 5% в год в соответствии с президентским Посланием Федеральному собранию, в 2017 году бюджетное правило будет нарушено, пишет в докладе «Бюджетное правило и проблемы сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе» ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Анд­рей Чернявский.

При таком сценарии Резервный фонд закончится уже в 2016 году, а ФНБ — в 2017-м. Но даже при опустевших резервах России придется искать еще 730 млрд руб., чтобы закрыть дефицит бюджета 2017 года, предупреждает экономист.

Чтобы закончить 2018 год с нераспечатанным ФНБ, нефть должна ежегодно стоить на $10 дороже, чем по проекту нового макропрогноза Минэкономразвития, указывает Чернявский. При ценах в 2016–2018 годах на уровнях $70–80 в Резервном фонде к концу 2018 года останется менее 200 млрд руб., оценивает экономист.