Назад в 2009-й
Темпы падения продаж новых легковых автомобилей в России в апреле снизились по сравнению с мартом. При этом у ряда марок — в том числе у Lada и Toyota — снижение продаж ускорилось.
Снижение цен не помогло
Если в марте падение рынка составило 42,5%, то в апреле — 41,5%, отмечается в пресс-релизе Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Председатель комитета автопроизводителей этой организации Йорг Шрайбер объяснил, что по количеству проданных автомобилей (132 456 штук) рынок в апреле достиг наименьшего показателя с 2009 года.
Однако Шрайбер не ожидает дальнейшего ухудшения статистики, указывая на своевременную реакцию российского правительства, предложившего меры по поддержанию рынка. «В ближайшие месяцы мы увидим постепенное сглаживание негативного тренда», — заявил он.
Лидер по продажам — марка Ladа, у которой статистика остается негативной. Если в марте годовое падение по этим машинам составляло 26%, то сейчас увеличилось до 38%. Всего в апреле были проданы 22 859 машин Lada.
Статистику продаж Lada могли ухудшить иностранные автопроизводители, которые в апреле в массовом порядке снизили цены, заявил РБК Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала», но по одному месяцу нельзя понять, устойчив ли тренд. В начале мая АвтоВАЗ сделал дополнительную скидку 20 тыс. руб. на весь модельный ряд по собственной кредитной программе, а с сегодняшнего дня скинул еще по 30 тыс. руб. на Largus и Kalina (кроме версии Kross), а также 20 тыс. руб. на внедорожник 4х4. Обе акции действуют до конца мая. С учетом госпрограмм совокупная скидка на Lada может составить до 100 тыс. руб. Все это позитивно скажется на продажах Lada в мае, «видно, что дистрибьютор заинтересован в результате», отмечает руководитель отдела маркетинга и рекламы и отдела продаж «Крумб-сервис» (дилер Lada) Олег Костюк.
На второе место по продажам вышла южнокорейская Kia (падение 22% в апреле вместо 32% в марте). Ей удалось обойти Hyundai, также улучшивший показатели (14 вместо 15%). У Kia в апреле проданы 13 902 машины, у Hyundai — 13 701 автомобиль. Далее идет Renault (41 вместо 43%). Негативная статистика осталась у Toyota (54 вместо 34%). Улучшились показатели у автомобилей марок Nissan, Volswagen, Chevrolet.
В плюсе оказались некоторые марки класса люкс. У Porsche рост продаж составил 12%, у Lexus — 5%. В то же время у Mercedes Benz падение составило 9%, у BMW — 39%, у Cadillac — 41%.
Надежда на май
Комментируя ситуацию на рынке, директор дилерского центра «Skoda Рольф Центр» Светлана Виноградова отметила РБК, что апрель не стал переломным для автомобильного рынка, но май может оказаться еще более сложным. «Начинается мертвый сезон, и чтобы привлечь покупателей в автосалоны, нужны дополнительные стимулы. Расширение действия программы льготного автокредитования на автомобили стоимостью до 1,5 млн руб. могло бы стать катализатором для продаж автомобилей среднего ценового сегмента, который практически не был затронут мерами господдержки», — отметила она.
Рынок улучшил статистику в основном благодаря эффекту низкой базы, считает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала»: после сильного марта в прошлом году в апреле начался спад. Радикального разворота сейчас не произошло, уточнил аналитик. Стабилизации продаж Беспалов ожидает не раньше лета, когда потребители психологически привыкнут к новым ценам и заработают на полную программы господдержки рынка (утилизация автохлама, льготное автокредитование и автолизинг).
В связи с кризисом рынка автопрома концерн General Motors в марте пересмотрел свои планы по присутствию на российском рынке и полностью прекратил производство и продажи марки Opel (собирались на калининградском «Автоторе» и санкт-петербургском «Дженерал Моторс Авто») и массовых моделей Chevrolet (сборка велась на ГАЗе и «Автоторе»). О приостановке сборки автомобилей южнокорейской марки SsangYong на мощностях на Дальнем Востоке в марте объявила компания Sollers.
9 февраля PricewaterhouseCoopers (PwC) выпустил прогноз, в котором предсказал, что восстановление рынка начнется с 2016 года. Эксперты организации считают, что на уровень прошлогодних продаж (2,3 млн) рынок вернется только в 2018 году, а к максимальным историческим значениям 2008 и 2012 годов (2,8 млн) — в 2020 году. По долгосрочному прогнозу компании, в 2025 году в России будет продано 3,1 млн автомобилей — вдвое больше, чем в 2015 году.