ЦБ идет навстречу
ЦБ готов продлить антикризисные послабления для банков, но с оговорками. В частности, регулятор намерен продлить мораторий на отрицательную переоценку ценных бумаг до конца года.
Встреча в ЦБ
В декабре 2014 года, в разгар кризиса, ЦБ разрешил банкам учитывать операции в иностранной валюте по курсу на 1 октября прошлого года (39,38 руб. за доллар), не переоценивать подешевевшие ценные бумаги и не принимать во внимание ухудшение кредитного качества заемщика при реструктуризации кредитов, что позволило банкам не увеличивать резервы.
Эти меры должны были помочь банкам справится с девальвацией и ростом процентных ставок вслед за ключевой. Их действие заканчивается 1 июля 2015 года.
Банки считают, что отменять антикризисные меры пока рано, и обратились в ЦБ с просьбой их продлить. В среду, 13 мая, в ЦБ прошло совещание с участием зампреда ЦБ Василия Поздышева и представителей крупнейших российских банков (Газпромбанка, Альфа-банка, Банка Москвы, банка «Русский стандарт», Бинбанка и др., всего было более 30 человек). Как рассказал РБК один из участников совещания, представляющий лоббистскую организацию, сотрудники ЦБ сказали, что регулятор будет отменять меры, но готов делать это постепенно. Эту информацию подтвердили два других участников совещания. «Общий посыл ЦБ был таков, что все эти меры являются краткосрочными, рассчитывать на них в дальнейшем нельзя. Они были направлены на то, чтобы компенсировать потери от декабрьского шока, но не от общей экономической ситуации в стране. По мере того как корректируется курс, а ставка снижается, основания для применения послаблений исчезают», — говорит один из участников.
Послабления продлят
Банк России, по словам троих участников совещания, готов продлить послабление по валютному курсу до 1 октября 2015 года, но пересмотрит курс по основным валютам. Например, курс доллара для целей учета ЦБ предлагает установить между 40 и 50 руб. По валютам, занимающим незначительную долю в балансах банков, ЦБ готов оставить курс на уровне 1 октября 2014 года.
Также ЦБ согласен продлить до 1 октября послабление по резервам, но только по тем кредитам, которые уже были пролонгированы. По кредитам, которые будут реструктурированы после 1 июля, резервы должны начисляться в обычном порядке.
По словам участников совещания, представители ЦБ говорили, что не готовы продлевать мораторий на отрицательную переоценку ценных бумаг, при этом они заверили банкиров, что в случае нового резкого обвала рубля, который повлечет за собой падение фондового рынка, льгота будет возвращена. Впрочем, чуть позже в среду ЦБ разместил на своем сайте проект указания, в котором предложил продлить мораторий на отрицательную переоценку ценных бумаг до 30 декабря 2015 года.
Пресс-служба Банка России подтвердила РБК факт проведения совещания с представителями банков и банковских ассоциаций по выработке плана по постепенному выходу из льготного режима регулирования. «В ходе заседания были выслушаны предложения банковского сообщества и обсуждены подходы ЦБ к решению этой задачи», — сказано в ответе пресс-службы.
Уроки прошлого кризиса
По словам председателя Национального совета финансового рынка Андрея Емелина, предполагаемая скорая полная отмена льгот, в том числе по реструктурированным ссудам в период их действия, делает положительный эффект от них крайне незначительным и краткосрочным в масштабах системы. «Во втором полугодии количество обращений от розничных заемщиков за реструктуризацией кредитов вряд ли существенно снизится, так как ситуация в экономике остается довольно сложной, поэтому банкам придется либо отказывать в пролонгации, либо существенно наращивать резервы», — соглашается директор департамента правового обеспечения банка «Хоум Кредит» Александр Гонтаренко.
По корпоративному бизнесу большинство крупных банков извлекли уроки из прошлого кризиса (2008–2009 годов), считает руководитель дирекции обслуживания и финансирования корпоративных клиентов Райффайзенбанка Оксана Панченко. «Поэтому качество кредитной политики улучшилось, и серьезных проблем мы не предвидим, — говорит она. — По итогам [первого] полугодия 2015 года мы увидим реальную картину с реструктуризациями по корпоративному бизнесу и резервированием, так как только сейчас выходят годовые отчеты компаний. Если основной объем необходимых реструктуризаций прошел в первом полугодии, то во втором послабления будут менее критичны».
Емелин напоминает, что в прошлый кризис компенсационные меры носили более длительный характер. «И сегодня ЦБ мог бы ввести меры сразу на длительный срок и постепенно их отменять по мере улучшения ситуации в экономике. Понятно, что действующие меры вводились как ответ на резкий рост курса и ключевой ставки, но эти повышения имеют долгосрочный эффект, и частичное снижение курса и ставки, очевидно, не сможет его компенсировать», — отмечает Емелин. Более того, по его мнению, только сейчас по готовой отчетности становятся видны реальные проблемы заемщиков, для решения которых и могли бы быть применены льготы.