Год амнистии в подарок
Период амнистии капитала может быть расширен на год. Профильный комитет Госдумы предлагает, чтобы под нее попали активы, полученные до 1 января 2015 года, а не как в текущей версии законопроекта — до 1 января 2014 года.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам предлагает расширить период амнистии капитала — под нее могут попасть все капиталы и сделки с имуществом до 1 января 2015 года. Сейчас в законопроекте об амнистии капиталов (официальное название законопроекта — «О добровольном декларировании физлицами имущества и счетов в банках») значится срок до 1 января 2014 года.
13 мая Госдума обсуждает законопроект в первом чтении. С предложением расширить этот срок выступил глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, говорится в сообщении на сайте Госдумы.
Фактически Макаров предлагает вернуть изначально предлагавшийся срок: в первоначальном варианте законопроекта об амнистии капиталов на стадии обсуждения с чиновниками правительства и представителями бизнес-объединений предполагалось, что под нее попадут сделки и имущество, зарегистрированное до 1 января 2015 года, а спецдекларации должны быть поданы до 30 июня 2016 года. «Под амнистию попадут все преступления, совершенные до момента речи президента [4 декабря]», — говорил 26 февраля бизнес-омбудсмен Борис Титов. 4 декабря 2014 года президент Владимир Путин озвучил идею амнистии капиталов в Послании Федеральному собранию.
Но 26 марта правительство на заседании одобрило вариант с усеченными периодом, за который могут быть амнистированы капиталы, и сроком подачи деклараций (он был сокращен на полгода — с 30 июня 2016 года до 31 декабря 2015 года).
До этого механизм и сроки амнистии в течение нескольких недель обсуждались в Кремле, в том числе на совещаниях у президента. Решение о новом сроке было принято поздно вечером 25 марта по итогам обсуждения вопроса у президента, говорили РБК два федеральных чиновника. Основным аргументом за сокращение этого периода было желание избежать злоупотреблений и предотвратить волну новых сделок по отмыванию капиталов.
Амнистия по форме
Кроме этого, при доработке проекта ко второму чтению Макаров предложил законодательно утвердить форму и порядок подачи декларации. Также ко второму чтению будет доработан и список статей УК, КоАП и НК, которые попадут под амнистию.
Как ранее сообщал РБК, в настоящий момент с FATF согласован список статей УК, под которые не попадут желающие воспользоваться амнистией капиталов. В него не стали включать 159‑ю статью УК (мошенничество) и несколько ее составов, в том числе «предпринимательский» состав 159.4. На последнем настаивали представители деловых организаций, указывая, что ее можно «применить к любой сделке». «От того, будет она включена или нет, зависит привлекательность этой амнистии для бизнеса», — говорил РБК член бюро правления РСПП.
Скорее всего, список статей УК не претерпит изменений, заявлял в конце апреля заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный 29 апреля на слушаниях в Общественной палате заявлял, что FATF предлагает дополнить российское антиотмывочное законодательство нормой о том, что кредитные организации должны проверять источники происхождения средств. «В этом случае нам было обещано, что FATF одобрит закон и он не будет выноситься на пленарное заседание [FATF]», — сказал он 29 апреля на заседании думского комитета по бюджету.
В рамках работы ко второму чтению законопроекта будет подготовлен перечень статей КоАП, которые попадут под амнистию. «В случае принятия данного законопроекта сегодня в первом чтении уже сегодня вечером будет внесен подготовленный законопроект... о внесении изменений в НК, который исключает любые налоговые последствия, связанные с реализацией декларантом тех полномочий, тех прав, которые он будет использовать в рамках программы декларирования», — говорится в заявлении Макарова, распространенном пресс-службой фракции «Единая Россия» в Госдуме.
Но у представителей бизнеса есть замечания и к текущей версии основного законопроекта. В частности, в законопроекте необходимо прописать возможность распространения амнистии не только на физических лиц — собственников компаний, которые задекларируют актив, — но и на руководящий персонал этих компаний. «Физлицо, владелец доли в иностранной компании, если были нарушения в области валютного или налогового законодательства, освобождается от ответственности [в случае декларирования в рамках амнистии], а руководство этих компаний — уже нет. Они попадают в неравные условия», — говорит собеседник РБК в одной из бизнес-организаций.
Кроме того, сейчас в законопроекте не прописана четко часть, касающаяся обязательной репатриации капиталов из черного списка FATF и стран, у которой с Россией нет международных договоров по вопросам налогообложения. «Не указаны сроки обязательной репатриации имущества из таких стран. Нет ясности по механизму репатриации долей в компаниях из стран из черных списков», — говорит собеседник РБК.
Кроме того, необходимо прописать, какие именно соглашения в сфере налогообложения будут признаваться достаточными, чтобы «юрисдикция была белой», говорит собеседник РБК: «Достаточно ли соглашения об избежании двойного налогообложения, или обязательно должно быть соглашение об обмене налоговой информацией».
Предполагается, что во втором и третьем чтениях законопроект депутаты рассмотрят на следующей неделе.