Лента новостей
Автоматизатор в цеху: как и зачем на производстве внедряют ИИ 13:32 Почему в больших городах все чаще строят жилые проекты у воды 13:31 Как регионы используют потенциал федеральных инициатив 13:31 ВСУ обстреляли три населенных пункта в Белгородской области 13:26, Новость Что формирует спрос на съемные квартиры в столичном регионе 13:21 Сооснователя «Короля и Шута» оштрафовали за дискредитацию армии 13:21, Новость Путин ввел наказание для добровольцев за преступления против службы 13:18, Новость «Сбер» и Т-Банк присоединились к пилоту цифрового рубля 13:18, Статья «Туркменские авиалинии» приостановили полеты в Москву на месяц 13:18, Статья Песков рассказал, где Путин празднует Новый год 13:14, Новость НКР повысило рейтинг «Росгосстраха» до AA+.ru 13:12 Кремль рассказал, в каких странах могут пройти переговоры с Киевом 13:05, Статья Яркие цвета и ассистенты: 5 фактов об обновленном кроссовере Omoda C5 13:04 В ОАК рассказали об около 40 недособранных самолетах на заводах 12:59, Статья Песков назвал критической ситуацию с разливом мазута в Керченском проливе 12:58, Статья Как платить НДФЛ за сотрудников с 1 января 2025 года. Примеры расчетов 12:57, Статья Как продать оборудование, оставить его себе и получить деньги на новое 12:56 В чем разница между игристыми винами: креман, франчакорта, кава, зект 12:54, Статья
Газета
Ненужный дефолт: как Украина ищет взаимопонимание с кредиторами
Газета № 086 (2103) (2205) Общество,
0

Ненужный дефолт: как Украина ищет взаимопонимание с кредиторами

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

Право вводить мораторий на выплату долгов, которое украинская Рада дала правительству, — это лишь способ подтолкнуть кредиторов к компромиссу. На самом деле ни Украине, ни МВФ невыгодно, чтобы Киев объявил дефолт.

Право не платить

Украина продолжает двигаться по пути реструктуризации своей внешней задолженности. Во вторник Рада одобрила закон, позволяющий правительству при необходимости вводить мораторий на выплаты внешнего долга. Под него подпадает и кредит, предоставленный Украине Россией в декабре 2013 года в форме еврооблигаций на $3 млрд, которые фактически принадлежат Фонду национального благосостояния. И ничего неожиданного в этой инициативе нет — пока события шли по наиболее вероятному сценарию. Но дальше все будет значительно интереснее.

В марте, когда Киев объявил о параметрах реструктуризации долга и инициировал переговоры с кредиторами, предстоящие сложности не вызывали сомнений. С одной стороны, МВФ в качестве условия выделения помощи Украине назвал «долговые операции», включавшие в себя списание около 40% номинальной стоимости государственных и гарантированных государством долгов перед частными кредиторами.

С другой стороны, частные кредиторы внесли предложение по реструктуризации, не предполагающее номинального списания долга. Киев тогда поставил перед собой амбициозную задачу достичь взаимного согласия до конца мая, то есть до первого запланированного пересмотра действующей программы помощи МВФ.

Май близится к концу, а успехи переговорщиков в попытке приблизиться к взаимному согласию оставляют желать лучшего. Комитет пяти крупнейших частных держателей украинских суверенных бумаг (в их число не входит ФНБ) на прошлой неделе повторно предложил решение, не требующее списания долга. Частные кредиторы, таким образом, не готовы финансировать улучшение макроэкономических показателей Украины.

Спор о российском долге

Ситуация еще больше осложнилась, когда Киев классифицировал «российские» еврооблигации как долг перед частными кредиторами. Это неоднозначный шаг: по сути эти долговые обязательства представляют собой межправительственный кредит. И позиция России по этому вопросу проста: участвовать в «долговых операциях» Москва не намерена и будет ожидать планового погашения бумаг в декабре этого года. Более того, в свете нарушения одного из условий кредита Россия с января имеет право требовать досрочного погашения долга — право, которым она до сих пор предпочитала не пользоваться.

Пока МВФ официально не определился с классификацией «российских» еврооблигаций, однако то, каким будет их формальный статус с точки зрения фонда, чрезвычайно важно. Если еврооблигации будут трактоваться как межправительственный кредит или, иными словами, как долг Парижскому клубу кредиторов, то в случае дефолта по этим обязательствам Киев автоматически лишается права на дальнейшую помощь МВФ. Таковы внутренние правила фонда: наличие «нерешенных» проблем с задолженностью перед государственными кредиторами не допускается. В данном сценарии Киев не сможет не платить по «российским» обязательствам, если рассчитывает на финансовую поддержку фонда.

В то же время если облигации классифицируются как долг Лондонскому клубу кредиторов (то есть как задолженность перед частными кредиторами), то МВФ применяет куда более гибкую логику. В этом случае Украина сможет одновременно не платить по российскому долгу и продолжать пользоваться поддержкой МВФ. Такая возможность обусловлена рядом технических требований, для соответствия которым Украина сделала уже достаточно.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк, аргументируя внесение законопроекта о моратории, сообщил о желании Украины платить по кредитам на своих условиях. Тогда министр финансов РФ Антон Силуанов в среду заявил, что Россия будет разбираться с возможным нарушением обязательств в судебном порядке, а также лоббировать свои интересы в МВФ. Москва не считает себя частным кредитором и занимает жесткую позицию.

Компромисс вероятен

Следует отметить, что закон о моратории на данном этапе — инициатива, призванная мотивировать кредиторов к поиску компромисса. Закон еще должен быть подписан президентом Украины Петром Порошенко, но даже в случае его подписания уже в ближайшее время он может не применяться. В первую очередь здесь важна возможность действия, а не само действие.

Что может случиться дальше? МВФ не обязан официально классифицировать бумаги вроде «российских» еврооблигаций и пока этого не сделал. Также не известно о каких-либо документах, регулирующих отнесение кредиторов к той или иной категории. Велики шансы, что официальная позиция МВФ по этим бумагам так и не будет раскрыта. Но в любом случае, если Киев не «переклассифицирует» бумаги и не заплатит по ним в установленный срок, готовность МВФ продолжить кредитование страны де-факто обозначит позицию фонда.

Сегодня трудно предсказывать возможное решение МВФ — факторы, влияющие на него, лежат во многом в политической плоскости. Но можно предвидеть, что введение моратория вызовет далекоидущие последствия. В этом случае Украина начнет полным ходом двигаться к дефолту. Во-первых, согласно условиям CDS-контрактов на суверенный украинский риск, такой мораторий является кредитным событием. Во-вторых, переговоры между Украиной и кредиторами частично переместятся в здание суда, а продолжительность переговорного процесса будет измеряться годами. МВФ в этом случае окажется в очень неловком положении.

Поэтому такой сценарий хоть и вероятен, однако неудобен всем заинтересованным сторонам. Это дает надежду на то, что он не реализуется. Второй плановый пересмотр программы МВФ намечен на 15 сентября. Следующий крупный платеж по украинскому долгу, подлежащему реструктуризации, также состоится в сентябре — $500 млн по суверенным еврооблигациям. Учитывая перспективы, которые ждут кредиторов и Киев в случае дефолта, можно ожидать, что летом обе стороны будут более интенсивно искать взаимопонимания. В этом случае скорый компромисс вполне возможен.