Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00:00
Реклама 00:00
Прямой эфир
Пропустить рекламу можно через
Лента новостей
В Выборге четырех человек арестовали за поджог склада с гумпомощью 18 янв, 23:33, Новость Тысячи человек вышли на митинг против Трампа в Вашингтоне 18 янв, 23:20, Статья Нетаньяху пригрозил возобновить бои в Газе «новыми способами» 18 янв, 23:07, Статья Сирия запретила импорт товаров из России, Ирана и Израиля 18 янв, 22:58, Новость На Украине заподозрили в госизмене партнера Ахметова 18 янв, 22:42, Статья Большинство приглашенных на инаугурацию Трампа пропустит ее 18 янв, 22:37, Новость Эрдоган заявил о срыве планов по разделению Сирии 18 янв, 22:06, Новость Минобороны сообщило о перехвате восьми дронов над Крымом 18 янв, 22:04, Новость Суд в Сеуле постановил взять под стражу Юн Сок Ёля 18 янв, 22:02, Статья «Ювентус» впервые за пять лет обыграл «Милан» в домашнем матче 18 янв, 21:56, Статья Бастрыкин поручил проверить высказывания австрийского политика о России 18 янв, 21:27, Новость Теннисист рассказал, как потерял сознание перед матчем на Australian Open 18 янв, 21:24, Статья Минобороны сообщило о перехвате трех дронов над Крымом и Черным морем 18 янв, 20:58, Новость «Волшебник Изумрудного города» собрал ₽3 млрд к концу второго уикенда 18 янв, 20:20, Новость Фигуристы Мишина и Галлямов выиграли чемпионат России по прыжкам 18 янв, 20:17, Статья В Приднестровье на фоне энергокризиса с начала года погибли три человека 18 янв, 20:07, Новость Израиль потребовал от ХАМАС предоставить список заложников 18 янв, 20:00, Статья «Ливерпуль» вырвал победу в матче АПЛ, забив на 91-й и 93-й минутах 18 янв, 19:57, Статья В ДТП на юго-востоке Москвы погибли два человека, пострадали еще двое 18 янв, 19:45, Новость В США объявили о развертывании в Европе гравитационных бомб B61-12 18 янв, 19:34, Статья
Газета
Москва гранитная
Газета № 102 (2119) (1606) Общество,
37

Москва гранитная

Замена бордюров в столице началась с тендеров на 1 млрд руб.
Фото: Lori
Фото: Lori

Подконтрольное столичным властям учреждение объявило два тендера на 1 млрд руб. на поставку бортовых камней, которые вице-мэр Петр Бирюков обещал установить на всех московских улицах, а затем передумал.

Ощутимо для центра

Первыми, как следует из сайта госзакупок, новые гранитные бордюры получат центральные трассы. Государственное бюджетное учреждение «Автомобильные дороги», отвечающее за ремонт городских автотрасс и тротуаров, готово заплатить за них 401,4 млн и 573,4 млн руб. На эти деньги победители тендеров должны будут в течение 25 дней после заключения контракта поставить 342 км бордюров. Этого количества может хватить на 171 км дорог (бордюр окантовывает улицу с двух сторон).

«Эта скромная цифра в масштабах всего города, улично-дорожная сеть которого сильно превышает 4 тыс. км, — подчеркивает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — Но для центра [столицы] это ощутимое количество: длина каждой радиальной магистрали — 17 км». Директор по производству Московского камнеобрабатывающего комбината Аркадий Михайлов не припомнит такого большого госзаказа на гранитные бордюры, который надо исполнить в столь сжатые сроки.

Бордюры купят всевозможных видов и размеров. Например, для отделения проезжей части от тротуаров в самом центре города купят 11 км красных бортовых камней. От газона проезжую часть отделят 8,5 км серого бордюра, также необходимы светло-серые изогнутые бордюры, но в тендерной документации не уточняется, для чего. Все они будут изготовлены из гранита, добытого на трех российских месторождениях. Больше всего гранита для изготовления бордюров — 168 км — будет поставлено из месторождения «Цветок Урала» Челябинской области, где добывают гранит серого цвета, на треть меньше — 117 км — сделают из сырья Мансуровского месторождения (Башкирия), остальные 58 км — из красного Султаевского гранита (также Челябинская область).

«У Москвы рачительный градоначальник, — говорит Павел Корнев, коммерческий директор ОАО «Уральские камни», управляющего Мансуровским месторождением. — Бетонные бордюры приходится менять каждые три-пять лет, а гранитные гораздо долговечнее».

Включено в ремонт

Поменять в столице за три года все бордюры пообещал в апреле вице-мэр Москвы по вопросам ЖКХ Петр Бирюков. Проект поражал своими масштабами: внутри Садового кольца должны были установить гранитные бордюры: «Так, как исторически было», а за его пределами — новые бетонные, цитировал Бирюкова Интерфакс. Чиновник отмечал, что раньше городские власти не уделяли этому элементу дорог должного внимания. «За последние 20 с лишним лет мы бордюры в городе практически не меняли, поэтому такое неприглядное состояние даже при отремонтированном асфальте имели и тротуары, и дороги», — пояснял тогда чиновник.

После этих заявлений РБК посчитал, что новая затея столичных властей может обойтись городу в 8 млрд руб. (без учета Новой Москвы). Но вице-мэр с этой цифрой не согласился. «Говорить о каких-то миллиардах, о замене всего бордюра — это абсолютно неправильно», — пояснил он ТАСС. На вопрос, будут ли в центре Москвы все бордюры заменены на гранитные, Бирюков ответил: «Сломанные, разбитые гранитные бордюры мы заменим на гранитные, бетонные — на бетонные». «Мы не проводим реконструкцию, мы проводим ремонт», — уточнил он. Бирюков добавил, что правительство Москвы не намерено выделять никаких дополнительных средств на замену бордюров. По его словам, работы ведутся в соответствии с утвержденной проект­но-сметной документацией, а замена бордюров включена в стоимость ремонта каждого квадратного метра асфальтового покрытия, пояснил он.

Добычу увеличили

Масштабных тендеров на поставку бетонных бордюров на сайте госзакупок пока нет. За гранитные же «Автомобильные дороги» готовы платить в среднем по 2,8 тыс. руб. за погонный метр (без учета стоимости установки)  — в полтора раза больше, чем учитывал в своих расчетах РБК. Тогда мы ориентировались на самый дешевый гранитный бордюр стоимостью 1600 руб. за погонный метр (1860 руб. вместе со стоимостью всех работ по установке). В этом случае главные улицы внутри садового кольца без учета набережных (общая протяженность — примерно 100 км) обошлись бы в 200 млн руб. В ходе тендера цена может быть снижена до 2–2,5 тыс. руб. за погонный метр, не исключает Андрей Гришин, гендиректор завода «Русский гранит», собирающийся принять участие в конкурсе.

В конце июня, по словам Корнева, также на тендере будет выбран генподрядчик, который затем распределит заказы между субподрядчиками. Объемы, которые запросила Москва, колоссальны, отмечает он. «Мы предвидели, что будет такой тендер, и еще с декабря увеличили добычу на 50% — с 3 тыс. «кубов» в месяц до 4,5 тыс.», — делится Корнев. «Чтобы обработать этот гранит, примерно 60 заводов должны будут сообща взяться за работу и нарезать бордюры, — прикидывает он. — Это все не так просто, это вам не колбасу на столе нарезать». Но начальник ООО «Южно-Султаевский гранитный карьер» Юрий Качковский уверен, что по крайней мере для поставщиков камня требуемые объемы не будут проблемой: их предприятие тоже увеличивает добычу, но все равно загружено пока только на 20%.

Получить комментарий в ГБУ «Автомобильные дороги» о том, какой объем обновлений в реальности предстоит Москве, не удалось. Запрос РБК в мэрию Москвы к моменту публикации материала остался без ответа.