Власть испугалась бизнеса
Бизнесменам будет труднее попасть в Думу-2016 по спискам партии власти. Она не даст им мест в верхних строчках, предложив идти по округам. Уменьшение денег на выборах компенсируют админресурсом, считает эксперт.
Списки уже пишут
О том, что губернаторы и Кремль ведут подбор кандидатов в депутаты Госдумы от власти, РБК рассказали собеседники в руководстве двух крупных регионов, несколько депутатов Госдумы и собеседник, близкий к руководству администрации президента. Из их рассказов выясняется, как будет решаться один из ключевых вопросов кампании-2016: роль в ней крупного и среднего бизнеса.
На этих выборах из 450 депутатов 225 изберут по одномандатным округам, а 225 по списку, причем практически весь список будет разбит на территориальные группы. Сейчас и кремлевские чиновники, и ответственные за внутреннюю политику на местах сотрудники региональных администраций ведут мониторинг «новых лиц», которые способны представлять регион в нижней палате. По традиции региональные чиновники обсуждают с федеральным центром свои наработки, при этом ожидается, что местные власти представят в Кремль свое окончательное видение кандидатов в октябре-ноябре.
Дальше список будет формироваться с учетом мнения других заинтересованных игроков, говорят собеседники РБК. Полный перечень этих людей они не уточняют, но рассказывают, что, например, «Единая Россия» до сих пор не получила установок для систематического поиска кандидатов. Хотя в конце зимы и весной именно партия проведет праймериз, в которых примут участие отобранные кандидаты, а в начале лета «Единая Россия» официально выдвинет предвыборный список.
В отличие от единороссов губернаторам было предложено представить возможных кандидатов в их округах и группах еще полгода назад, утверждает один из собеседников. Но присланные фамилии во многом не устроили Кремль. За последнее время было несколько поводов для разногласий между центром и регионами при подборе кандидатов, один из них — роль и участие в кампании бизнеса, утверждает один из собеседников.
Почему бизнес ограничат
Все собеседники РБК сходятся, что во время избирательной кампании и в следующей Госдуме бизнес должен быть менее заметен, а его формальное представительство снизится.
Власть объявила в последние годы курс на выход предпринимателей из парламента. В 2013 году после запрета чиновникам владеть счетами за рубежом из Совета Федерации ушли в том числе участники рейтинга Forbes Дмитрий Ананьев, Андрей Молчанов, Андрей Гурьев и Виталий Малкин. Законодательство подталкивает бизнес выйти и из Госдумы, утверждают несколько источников РБК. По словам одного из них, бизнесу уже в этом созыве некомфортно в нижней палате из-за необходимости декларировать имущество и отказываться от зарубежных активов.
Другая причина заключается в кризисе. Уровень жизни падает. В этих условиях не стоит предлагать избирателям голосовать за богатых, по крайней мере этого не стоит делать в рамках списка «Единой России», которая заявляет о своей социальной программе, рассуждает один из собеседников.
Где деньги?
Такой подход создает массу проблем, рассуждает собеседник в руководстве одного из регионов. «Мы получили рекомендацию не вставлять бизнес в списки, но тут же встает вопрос о финансировании, на который нам пока не дали ответа, — недоумевает он. — Денег на выборы у нас мало — кризис значительно сократил возможности, резали буквально все. В этой ситуации логично вставлять предпринимателей в списки, чтобы они финансировали кампанию».
Так были во многом построены выборы 2011 года: вошедшие в список предприниматели финансировали не только свою кампанию, но и давали деньги в «общую кассу».
Решение проблемы
В первую очередь предпринимателей уберут с наиболее заметных мест. Список партии делится на две части — общефедеральную, в которой включат лидеров списка (в случае с «Единой Россией» это будет Дмитрий Медведев, по словам собеседников в партии и сообщениям некоторых СМИ, в него могут войти также один-два видных политика или общественника, но не бизнесмена) и территориальную. В территориальных списках для избирателя наиболее заметна в бюллетене первая тройка.
Есть понимание, что в этих тройках присутствие бизнеса будет раздражать избирателя, а значит, предпринимателей там не будет, рассказывает собеседник, близкий к Кремлю.
Судя по всему, те представители бизнеса, которые не являются яркими лидерами общественного мнения для своих регионов, едва ли смогут попасть в первую тройку партийного списка, поскольку ожидается, что на выборах несколько регионов будут объединены в одну группу, полагает депутат-единоросс. Ситуация 2011 года повториться не может, подчеркивает другой собеседник РБК.
На выборах Госдумы 2011 года многие бизнесмены стояли во главе территориальных списков. Совладелец «Металлоинвеста» Андрей Скоч (в 2011 году Forbes оценивал состояние в $3,9 млрд) был вторым после губернатора-«паровоза» Евгения Савченко в Белгородской области. Основатель группы «Метрополь» Михаил Слипенчук ($500 млн, по оценке Forbes) был вторым в Бурятии, выше его также значился только губернатор Вячеслав Наговицын. Гендиректор ООО «Тюментрансгаз» Павел Завальный занимал в ХМАО третье место. В Иркутской области президент ОАО «Иркут» Алексей Федоров значился на первом месте.
Кого возьмут в тройку
Источник, близкий к руководству одного из регионов, утверждает, что получил четкие рекомендации по поиску будущих депутатов. Потенциальные кандидаты должны соответствовать запросам целевых аудиторий бюджетников, пенсионеров, женщин среднего возраста, военных, молодежи и так называемых «новых бедных» — то есть пострадавшего от кризиса среднего класса. «Бизнес в эту схему не вписывается, он совершенно не должен быть виден на выборах», — подчеркивает источник.
По словам другого собеседника, идеальная тройка кандидатов должна выглядеть так: общественник, ректор вуза, директор больницы. Похожим образом устроен список на выборах в заксобрание Новосибирской области в этом году. Год назад людей из сферы медицины и образования подбирали к выборам депутатов Мосгордумы.
Карт-бланш на округа
По-настоящему яркие предприниматели будут баллотироваться по одномандатным округам, рассказывает собеседник, близкий к Кремлю. У представителей бизнеса есть возможность, пройдя праймериз, выдвинуться в одномандатных округах при поддержке партии, подтверждает депутат-единоросс. В одномандатных округах нет ограничений: во-первых, кампании там очень затратны и привлекать к ним бизнес все равно придется, во-вторых, непопулярный человек может пройти только по списку, в округе все равно победит только яркая личность, подчеркивает другой собеседник в партии.
Осложнит бизнесу работу в одномандатных округах новая нарезка округов — по предложению ЦИКа, города объединят с сельскими территориями. Мера заставит предпринимателей работать не только там, где находится их предприятие, но и в окрестностях, отмечает депутат-единоросс.
Кого из бизнеса позовут
Крупные корпорации и финансово-промышленные группы будут финансировать выборы. По словам депутата Госдумы, уже получившего, по его словам, разрешение от Кремля баллотироваться по определенному округу, ему уже пообещали финансирование от представленных в регионе корпораций. За это значимые для власти предприниматели и представители корпораций, которые не способны пройти по одномандатному округу, могут в некоторых случаях рассчитывать на места в списке ниже верхней тройки. «С учетом того что группы объединят в несколько регионов, в них будет много проходных мест. В этом смысле не будет возникать проблем пройти в Госдуму у тех, кто займет в хороших регионах четвертое или пятое место», — рассуждает собеседник в «Единой России».
Администрация президента дала четкий сигнал региональным властям не пытаться вставлять в списки «местных авторитетных бизнесменов», утверждает близкий к Кремлю собеседник. «Регионы просто нужно было заранее одернуть, чтобы не получилось так, что они распродадут места своим местным авторитетным бизнесменам. Им было предложено не увлекаться и искать реальных лидеров общественного мнения», — утверждает он.
Ресурс сильнее денег
Было бы лучше, если бы бизнес, как предполагает демократия, не шел в парламент сам, а выдвинул своих представителей, считает депутат-единоросс. Но вряд ли многие богатые люди пойдут на это: нет гарантий, что поддержанные ими кандидаты будут представлять их интересы на протяжении всего депутатского срока, полагает он.
В нынешних условиях предпринимателям действительно лучше искать тех, кто будет представлять их интересы в Госдуме, — людей из общественных организаций или своих собственных сотрудников, говорит политолог Аббас Галлямов. Ведь президент говорил, что бизнес должен уйти из власти, после этого попытки пройти в Госдуму для предпринимателей могут быть просто опасны, подчеркивает он.
«Но в целом эта ситуация приведет к тому, что выборы будут выигрывать за счет административного ресурса, — предполагает Галлямов. — Альтернативой административному ресурсу являются деньги, а если бизнес на выборы не идет, то естественно, что и денег не будет. Во всяком случае в одномандатных округах. Еще больше осложняет ситуацию арест Сандакова, которому инкриминируют в качестве взятки именно деньги, собиравшиеся на выборы».
Вице-губернатор Челябинской области Николай Сандаков был задержан 26 марта сотрудниками ФСБ в аэропорту Челябинска, а на следующий день заключен под стражу. Его обвиняют в том, что в 2011 году он, еще будучи советником губернатора, предложил сити-менеджеру Озерска Евгению Тарасову за оплату в 1,5 млн руб. продвигать его образ в местных СМИ. Это якобы должно было помочь Тарасову избраться мэром Магнитогорска. В настоящее время Тарасов осужден за растрату 22 млн руб. В отношении обвиненного в вымогательстве взятки Сандакова в августе было возбуждено новое уголовное дело — о неправомерном доступе к компьютерной информации.
Региональные чиновники хорошо знают эту историю и будут стараться держаться от вопросов финансирования кампании подальше, считает Галлямов.