Резервы вместо пенсий
Министр финансов Антон Силуанов предложил продолжить накопление Резервного фонда даже при $50–60 за баррель. Это станет возможным, после того как правительство избавится от долгосрочных социальных расходов.
Минфин озвучил первые предложения к пересмотру правил формирования доходной и расходной частей бюджета. Выступая в среду на правительственном часе в Госдуме, министр финансов Антон Силуанов заявил, что новое бюджетное правило должно предусматривать направление в резервы дополнительных доходов от цены нефти свыше $50–60 за баррель. Он пока сообщил лишь об общем намерении Минфина — продолжить формировать резервы от конъюнктурных доходов даже при такой, пока еще непривычно низкой цене нефти, как нынешние $50–60.
До последнего времени бюджетное правило действовало таким образом: правительство высчитывало среднюю цену нефти за предыдущие годы, и все доходы, приходившие в бюджет от цены выше средней, должны были идти в Резервный фонд. Другими словами, бюджетное правило запрещает наращивать общий объем расходов за счет излишка нефтедолларов. В этом году правило де-факто не работало, потому что цена нефти установилась гораздо ниже уровня, который за прошлые годы высчитало правительство ($96 за баррель). Нефтедоллары в этом году перестали поступать в Резервный фонд. Второй ключевой элемент бюджетного правила состоял в ограничении госрасходов. Их предельный объем высчитывался исходя из суммы доходов (на базе расчетной цены на нефть) плюс дефицит бюджета не более 1% ВВП.
Соответствующий законопроект о заморозке действующего бюджетного правила сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. Если бы правительство не пошло на заморозку правила, то в следующем году пришлось бы тратить Резервный фонд на текущие расходы. Правило настолько сильно влияет на весь порядок формирования доходной и расходной частей федерального бюджета, что заморозке, по утверждению Минфина, теперь подлежит более 100 статей Бюджетного кодекса. Прежде всего, отменяя правило, правительство получило возможность сокращать текущие расходы больше чем на 2,5%.
При этом законопроект, вносящий поправки в Бюджетный кодекс, оказался написан столь общо, что выяснить замораживаемые статьи предельно сложно. Такая обобщенная формулировка возмутила Минюст, с которым согласилась и Счетная палата. В ее заключении к законопроекту Минфина от 11 сентября сообщается, что «норма, допускающая внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ в обобщенной форме, создает правовую неопределенность в применении его положений». Но правительство формулировка устроила. На заседании 9 сентября премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал приостановку бюджетного правила: «При таких низких ценах на нефть резервы мы должны сейчас беречь и в большей степени опираться на другие источники».
Антон Силуанов и на заседании правительства, и позднее в Госдуме предупреждал, что Минфин намерен за 2016 год (во время действия однолетнего бюджета) подготовить новые правила формирования бюджета. Сейчас Минфин пытается убедить правительство и президента отказаться от долгосрочных, индексируемых по инфляции расходов уже сейчас, при формировании однолетнего бюджета на 2016 год. Прежде всего речь идет об индексации страховой пенсии по инфляции за предыдущий год и аналогичной индексации других социальных выплат, а также зарплат госслужащих и бюджетников. Из материалов Минфина к бюджетному совещанию у президента Владимира Путина 22 сентября следует, что отказ от этих расходов предлагается зафиксировать и в 2017–2018 годах.
Детального объяснения предстоящим изменениям порядка формирования бюджета Силуанов на правительственном часе в Госдуме не дал. В Белом доме сейчас заняты формированием только однолетнего бюджета, и никаких обсуждений новых конструкций Бюджетного кодекса взамен замороженного бюджетного правила не проводилось.