После семидесяти: зачем ООН нужно меняться
Система управления ООН больше не отражает глобальные геополитические реалии. Мир изменился и требует новых ответов от самого важного политического изобретения XX столетия.
Политические триумфы
Организация Объединенных Наций отмечает 70-летний юбилей, мировые лидеры соберутся в ее штаб-квартире в Нью-Йорке. Ожидаемо, мероприятие будет пафосным, но это неадекватно отражает ценность ООН — ведь это не только самое важное политическое изобретение XX столетия, но и самая выгодная организация на планете. Для того чтобы ООН продолжала выполнять свою уникальную и жизненно важную глобальную роль в XXI веке, ее необходимо модернизировать по трем ключевым направлениям.
К счастью, есть множество стимулов, чтобы мировые лидеры сделали все необходимое. ООН одержала в последнее время два важных триумфа, причем готовятся еще два до конца года.
Первый триумф — ядерное соглашение с Ираном. Его иногда неправильно интерпретируют как соглашение между Ираном и США, но на самом деле это договор между Ираном и ООН, которую представляли пять постоянных членов Совета Безопасности (Китай, Франция, Россия, Великобритания и США) плюс Германия. Иранский дипломат, объясняя, почему его страна будет скрупулезно соблюдать соглашение, ярко подчеркнул именно этот факт: «Вы действительно думаете, что Иран посмеет обмануть пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, которые способны вершить судьбу нашей страны?»
Второй большой триумф — успешное завершение, после 15 лет существования, программы «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ). Она стала основой для самой крупной, самой длительной и самой эффективной глобальной попытки снизить уровень бедности, которая когда-либо предпринималась. За достижением ЦРТ следили два генеральных секретаря ООН — Кофи Аннан, который их утвердил в 2000 году, и Пан Ги Мун, который, став преемником Аннана в 2007 году, решительно и эффективно вел к их достижению.
ЦРТ привели к впечатляющему прогрессу в снижении уровня бедности, улучшении здоровья населения, повышении доступности школьного образования, установлении равенства полов в образовании и других сферах. По сравнению с 1990 годом (точка отсчета для данных целей) глобальный уровень крайней нищеты сократился существенно более чем вдвое, а значит, цель номер один данной программы была перевыполнена.
Вдохновленные успехом ЦРТ, страны — члены ООН готовятся принять в сентябре «Цели устойчивого развития» (ЦУР), призванные покончить с крайней нищетой во всех ее проявлениях и повсеместно, а также сократить неравенство и гарантировать экологическую устойчивость к 2030 году. Этот третий триумф ООН в 2015 году приблизит достижение четвертого — подписания в декабре в Париже глобального соглашения о контроле над климатом под эгидой Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
Точную стоимость достигнутого мира, сокращенного уровня бедности, а также сотрудничества ради сохранения окружающей среды, ставших возможными благодаря ООН, невозможно подсчитать. Однако если попробовать представить ее в денежном выражении, то мы могли бы оценить ее в триллионы долларов ежегодно: по крайней мере в несколько процентов от годового ВВП мировой экономики ($100 трлн).
Эпоха неустойчивого развития
Однако расходы на деятельность ООН и всех ее подразделений (начиная от финансирования работы cекретариата и Совета Безопасности и заканчивая миротворческими операциями, чрезвычайным реагированием на эпидемии, гуманитарными операциями во время природных катастроф и голода, помощью беженцам) в сумме составили около $45 млрд в 2013 году. Это примерно $6 на каждого человека, живущего на планете. Это не просто очень дешево и выгодно. На самом деле это значительное недоинвестирование. Учитывая быстрый рост потребностей в глобальном сотрудничестве, ООН уже просто не может свести концы с концами при нынешнем бюджете.
В связи с этим первая реформа, которую я хотел бы предложить, касается увеличения финансирования. Страны с высоким уровнем дохода могли бы вносить по крайней мере по $40 с каждого жителя ежегодно, страны со средним уровнем дохода давали бы по $8, страны с низким, но близким к среднему, уровнем доходов — $2, а страны с низким уровнем — $1. Данные взносы, достигающие примерно 0,1% от среднего подушевого дохода в каждой группе, обеспечили бы ООН примерно $75 млрд ежегодно, что позволило бы повысить качество и расширить действие ее жизненно важных программ, начиная с тех, которые требуются для достижения ЦУР. Когда мир твердо встанет на путь достижения ЦУР, потребность, например, в миротворческих операциях или чрезвычайной помощи должна снизиться, поскольку сократятся число и масштабы конфликтов, а природные катастрофы будут лучше предотвращаться и прогнозироваться.
Это подводит нас ко второму важному направлению реформ: необходимо гарантировать готовность ООН к вступлению в новую эпоху устойчивого развития. В частности, ООН нуждается в усилении своей экспертизы в таких сферах, как здоровье океанов, системы возобновляемой энергетики, городское планирование, контроль над болезнями, технологические инновации, частно-государственные партнерства, мирное культурное сотрудничество. Некоторые программы ООН следует объединить или закрыть, а некоторые, связанные с новыми «Целями устойчивого развития», напротив, создать.
Угроза легитимности
Третья важная и крайне необходимая реформа касается управления ООН, начиная с Совета Безопасности. Его состав больше не отражает глобальные геополитические реалии. На долю группы стран «Западная Европа и другие» сейчас приходится три из пяти постоянных мест в Совете (Франция, Великобритания и США). Тем самым только одно постоянное место остается у группы стран «Восточная Европа» (Россия) и одно — у группы стран «Азиатско-Тихоокеанский регион» (Китай), у Африки или Латинской Америки нет ни одного места.
Система ротации непостоянных членов Совета Безопасности не позволяет адекватно восстановить региональный баланс. Даже с двумя из десяти непостоянных мест в Совете Безопасности Азиатско-Тихоокеанский регион остается очень плохо представленным. На Азиатско-Тихоокеанский регион приходится примерно 55% населения мира и 44% его годовых доходов, но при этом только 20% (три из 15) мест в Совете Безопасности.
Неадекватное представительство Азии создает серьезную угрозу легитимности ООН, которая будет только расти, по мере того как этот самый динамичный и населенный регион мира приобретает все более важную роль в мире. Один из возможных способов решения проблемы — добавить по крайней мере четыре места в Совете Безопасности для Азии. Одно постоянное место для Индии, одно место, которое поделят Япония и Южная Корея с возможной ротацией раз в год или в два года, одно место для стран АСЕАН (представляющее группу как единый округ) и четвертое непостоянное место для ротации между остальными странами Азии.
ООН вступает в свое восьмое десятилетие, но продолжает вдохновлять человечество. «Всеобщая декларация прав человека» остается моральной хартией мира, а «Цели устойчивого развития» обещают дать новые ориентиры для глобального сотрудничества в сфере развития. Однако для того чтобы ООН и далее могла реализовывать свой гигантский потенциал в новом и сложном столетии, необходимо, чтобы страны — члены ООН обеспечили помощь этой организации в виде ресурсов, политической поддержки и реформ, которые требует новая эра.
Copyright: Project Syndicate, 2015
www.project-syndicate.org
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.