Москва без киосков
Власти Москвы в 2015 году взялись за реформу рынка нестационарной торговли: решили заменить все частные киоски. Но пока в аренду сдано только 59 киосков, а прекратили работу тысячи.
Снесли 5,5 тыс., поставили 60
Весь год московские власти активно демонтировали частные нестационарные торговые
точки — палатки, ларьки, киоски. Основная часть договоров на размещение павильонов у бизнеса истекла к 1 апреля этого года — это коснулось 5,5 тыс. киосков, по оценке департамента торговли и услуг Москвы.
С апреля город начал выставлять на торги собственные киоски, но пока смог предложить только 74 объекта, из которых предприниматели арендовали 59.
Сколько точно снесено за год киосков, представителям бизнеса неизвестно, но ясно, что как минимум несколько сотен, говорит председатель комитета по потребительскому рынку московского отделения «Опоры России» Сергей Рак.
Сколько точно снесено за год киосков, представителям бизнеса неизвестно, но ясно, что как минимум несколько сотен, говорит председатель комитета по потребительскому рынку московского отделения «Опоры России» Сергей Рак. Снос проводился неодинаково по всем округам, добавляет он, массово закрывали киоски в Южном округе в связи с ремонтом дорог.
Новый этап торгов после сентябрьской паузы московские власти планировали на 5 и 12 октября, следует из информации на сайте tender.mos.ru, но в понедельник, 5 октября, на портале появилась информация о переносе торгов соответственно на конец октября и начало ноября. В департаменте торговли и услуг города Москвы не смогли оперативно ответить РБК, с чем связан перенос торгов, почему за полгода реализовано столь малое количество объектов и сколько планируется выставить на торги, сколько киосков было снесено в 2015 году. Представитель департамента обещал подготовить ответ на вопросы 6 октября.
Весной глава департамента Алексей Немерюк заявлял, что город планирует заменить все киоски на новые ко второму кварталу 2016 года, но не называл количество киосков, которые власти намерены сдать в аренду предпринимателям в этом и следующем годах. В начале сентября в интервью «Российской газете» он назвал новые сроки — конец следующего года.
Если исходить из количества палаток на начало 2015 года (около 7500), то по существующим расценкам — 1,3 млн руб. за павильон — городу потребуется израсходовать на закупку ларьков около 10 млрд руб. на замену прежним. Учитывая 59 павильонов, которые город уже сдал в аренду, выходит, что за ближайшие полгода-год необходимо сдать еще более 7 тыс. павильонов.
Оставшиеся на улицах Москвы киоски часто не имеют ни прав, ни документов — их могут снести в любой день, отмечает Сергей Куранов, совладелец компании «ИнтерАйс», торгующей мороженым. У его компании 42 киоска, из них только два арендованы у города, а договоры на размещение остальных истекли. Всего в Москве около 600 таких киосков с мороженым, полагает он. «Когда-то у меня было 210 киосков, сейчас осталось 42. На 40 киосков у меня нет сейчас ни прав, ни документов — в любой момент могут снести, когда мои места понадобится выставить на аукцион», — говорит он.
Город разыгрывает и киоски, и киоскеров
Первые аукционы, которые город проводил весной и летом, пользовались бешеным успехом у бизнеса, рассказывает Сергей Куранов. «Когда на улице сносят сотни киосков, а на аукцион выставляют 15, спрос ажиотажный, и цена взлетает до небес. Но на последних торгах из 40 объектов 13 не получили ни одной заявки, в том числе потому, что киоски выставляются уже не в ЦАО, а на некотором удалении», — говорит он.
Предприниматели, выигравшие в первых конкурсах, необязательно одержали победу в плане выгоды, считает бизнесмен. «Аукционы — это азартная игра, я никогда раньше в них не участвовал», — говорит он, вспоминая торги на аренду одного из павильонов, расположенного на Таганке. «Я знаю выручку: когда я играл на Таганку, я должен был остановиться на уровне 40 тыс. руб. [арендная плата в месяц], но, когда идет аукцион, отсчитываются секунды, ты делаешь пошаговые ставки — это захватывает. Потом погода заканчивается, начинается зима — за это приходится платить», — рассказывает он. Сергей одержал победу на ставке 64 тыс. руб. и с учетом всех затрат получил нулевую выручку. «Прямые затраты в сумме получаются в районе 100 тыс. — это многовато», — заключил он.
Сейчас на аукционы выходит много бизнесменов-новичков, которые никогда раньше не занимались мороженым, и поднимают цены выше уровня рентабельности: «Сами же себе поднимаем цены, хотя с антимонопольной точки зрения все правильно», — сетует бизнесмен.
Одним цветы, другим мороженое
За весну—лето власти в основном выставляли на торги киоски со специализацией «мороженое» (42 из 74), напоминает Сергей Рак из «Опоры России». Из этих 42 киосков на 13 не нашлось желающих, девять ушли по начальной цене единственному участнику. Непопулярные адреса московские власти предлагают на осенних торгах по сниженной начальной цене — 8010 руб., тогда как до этого цена всех объектов на аукционах начиналась с 26,7 тыс. руб. в месяц.
Киосков со специализацией «театральные билеты» сдано в аренду семь, хлебных палаток — три, две палатки цветов плюс один киоск «овощи-фрукты». В департаменте торговли и услуг пока не ответили на вопрос РБК, почему город почти не предлагает бизнесу объекты такого ассортимента и намерен ли предлагать в ближайшие месяцы.
Между тем мороженщикам такие цены, которые сейчас складываются на аукционах, просто невыгодны, замечает Сергей Рак. Он обращает внимание, что город берет с предпринимателей не только арендную плату, но еще и задаток за шесть месяцев, а также торговый сбор. «Для мороженого это очень большие суммы. Начальная ставка в 26,7 тыс. руб. — это предел по рентабельности, а торговый сбор добавляет еще 50%. В ЦАО это 81 тыс. руб. в месяц», — напоминает он.
Реальная выручка от мороженого — 1–3 тыс. руб. в день, а надо 6 тыс., говорит он. «Поэтому у меня предположение, что в октябре могут найти на эти торги только крупную компанию вроде «Айсберри», которая наиболее лояльна московскому правительству, всегда положительно высказывается и имеет много точек сбыта в городе. Они — крупный производитель, могут профинансировать этот бизнес в долгую», — добавляет он.
Бизнес надеется на перемену условий
В аукционах сейчас участвуют те люди, которые теряют или потеряли свои киоски, «которые отродясь не занимались мороженым и не собирались», рассказывает президент коалиции киоскеров Владлен Максимов. Они, по его словам, в основном рассчитывали на перемену специализации или других условий работы. «Там запредельные цены на аренду, многие сейчас заплатили и не знают, что делать. На мороженом такие затраты нельзя отбить даже летом», — поясняет он.
Если разрешить мороженщикам торговать кофе, то это могло бы частично решить проблему, замечает Сергей Рак. Но сейчас, по его словам, это обсуждается только для киосков печати.
«Вообще-то сейчас даже не уместны эти аукционы и не время устанавливать киоск мороженого: зимой у нас плановые убытки», — соглашается Сергей Куранов из «ИнтерАйса». Многие предприниматели будут отказываться от объектов, которые выиграли, предполагает он, и будут терять депозит за шесть месяцев, который он считает «не просто жестким, а фантастически жестким условием» для малого бизнеса.
Отдельная проблема — дизайн новых киосков и отсутствие витрины, отмечает он: из-за этого продажи в новых павильонах сейчас ниже, чем в старых. Дело в том, что власти запретили бизнесменам выставлять товар в витринах, а мониторы для демонстрации товара висят слишком высоко — покупатели их не видят.
«Если попробовать поставить что-то на витрину — можно получить штраф: она должна быть пустая. В витрине у нас продавец, и только за его спиной у задней стенки можно поставить что-то. В результате операторы воровато ставят на витрину бутылочки с соком, а когда приезжает проверка — стремительно убирают», — рассказывает предприниматель. Бизнес пытается убедить чиновников изменить правила, добавляет он, но те пока не соглашаются.