Фонд вместо корпорации
Вице-премьер Ольга Голодец предложила президенту создать образовательный госфонд, который может стать оператором программы строительства школ. Двигатель проекта — издательство «Просвещение», близкое Аркадию Ротенбергу.
Фонд лучше
Голодец отправила президенту Владимиру Путину письмо, в котором предлагает создать фонд развития образования, рассказали РБК два источника — в правительстве и в администрации президента. Это стало продолжением дискуссии о возможном создании образовательной госкорпорации, которую продвигает глава издательства «Просвещение» Владимир Узун.
РБК удалось ознакомиться с фрагментом этого письма. Голодец пишет, что фонд поможет эффективно расходовать бюджетные средства, привлекать частных инвесторов в развитие инфраструктуры образования и эффективно контролировать траты этих инвестиций. Учредителем она предлагает сделать правительство, а «отдельные функции и полномочия учредителя» дать Минобрнауки и Минстрою. В управляющий орган фонда должны войти представители бизнеса, органов власти, общественные деятели. Деньги на госфонд вице-премьер предлагает взять из программы «Развитие образования на 2013–2020 годы» (по данным сайта правительства, вся госпрограмма оценена в 4,1 трлн руб.). Регулироваться деятельность фонда будет отдельным законом: законопроект «О государственном фонде развития российского образования» вице-премьер предлагает внести в Госдуму уже в ноябре 2015 года. Чем конкретно будет заниматься фонд, она не уточняет.
Представитель Голодец Алексей Левченко не комментирует факт отправки письма в администрацию. По его словам, точно не рассматривается «вопрос создания госкорпорации в этой сфере», но потребность в развитии частно-государственного партнерства в области образования есть. «Частный бизнес успешно инвестирует в дошкольное образование, новые школы, университеты, предлагает новые конструктивные решения для образовательного пространства и готов делиться своими решениями с государством», — объясняет он. Фонд мог бы стать одной из форм сотрудничества «с широким участием всех заинтересованных компаний», отмечает Левченко. Владимир Узун ограничился комментарием, что, выбирая между государственной корпорацией, госкомпанией и госфондом, при детальном обсуждении идеи с экспертами «форма государственного фонда для сферы образования оказалась предпочтительной».
Чем займется фонд
Фонду «могут доверить распределение государственных денег на оборудование и строительство школ», рассказали РБК близкий к Минобразования источник и собеседник в связанном с образованием бизнесе. «Сам фонд в отличие, например, от госкорпорации, которая предлагалась изначально, ничего не будет производить. Фонд будет заказывать строительство и станет оператором федеральных денег», — отмечает один из них.
Сейчас строительство новых школ идет в основном за счет бюджетов регионов, в этом году по всей России их построено 107. С учетом демографического роста последних лет и износа зданий «нужно на порядок нарастить темпы строительства новых школ», говорил министр образования Дмитрий Ливанов. Минобрнауки уже подготовило проект по поручениям Владимира Путина и Дмитрия Медведева после послания президента Федеральному собранию в декабре 2014 года. По нему с 2016 по 2025 год из федерального и регионального бюджетов должно быть выделено 3 трлн руб. и построено более 14 тыс. школ. Ожидается, что этот проект утвердят до конца года, уверяют в пресс-службе Минобрнауки. В проекте бюджета на 2016 год, который внес в правительство Минфин, есть текстовая статья, касающаяся этой программы, но пока в ней не указана конкретная сумма, рассказывал журналистам Дмитрий Ливанов. В Минфине эту тему не комментируют.
Как и суммы на строительство школ, юридическо-правовая форма новой структуры и ее функции сейчас в стадии активной дискуссии, рассказывает чиновник правительства. По его словам, Голодец даже отозвала свое письмо в администрацию до прояснения юридических нюансов. Левченко ограничился комментарием, что сейчас вопрос в стадии обсуждения и «конкретного решения и конкретной формы нет».
Судя по всему, речь идет не просто о фонде (форма некоммерческой организации, прописанная в Гражданском кодексе), а именно о «государственном фонде», который будет жить не по общим правилам, а как госкорпорации или госкомпании, замечает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев: «Эта форма будет противоречивой, как и госкорпорации, что, впрочем, не мешает им восемь лет существовать». По его мнению, продвижение новых юридических форм связано с бюджетным кризисом и попыткой доказать, что нестандартными механизмами деньги можно тратить эффективнее.
Кому интересны школы
В дискуссиях о новой структуре по развитию образования продолжает участвовать руководство холдинга «Просвещение», совет директоров которого возглавляет Ротенберг. (Узун подтвердил, что обсуждение «форм, задач и механизмов реализации» проводится с привлечением представителей издательства.) По данным двух собеседников — близкого к Минобрнауки и в связанном с образованием бизнесе, — в структуре нового фонда могут появиться люди, близкие Ротенбергу. Представитель бизнесмена не смог во вторник прокомментировать эту информацию.
Сейчас формат частно-государственного партнерства в области образования не сильно привлекает бизнес. Проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Андрей Марголин считает, что сотрудничество бизнеса и государства при строительстве школ может происходить только на основании «контракта жизненного цикла». Например, частная структура за свои деньги строит школу, делает ремонт, содержит здание, а государство, если его устраивает состояние объекта, платит за его использование компании. В строительство школы на 500–600 мест нужно инвестировать примерно 1 млрд руб., замечает директор оператора частных школ и детских садов «Филипп» Марина Шилкина. «Сейчас частные структуры строят школы либо как подрядчики за государственные деньги, либо в качестве обременения при строительстве жилых комплексов, больше это никому не интересно», — говорит она.
При участии Алексея Пастушина, Фариды Рустамовой и Александры Галактионовой