Турки вышли из доверия
В наказание за сбитый в Сирии бомбардировщик российские власти могут изгнать турецких строителей, на счету которых десятки знаковых объектов. Найти замену им будет непросто.
В четверг премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству в ответ на «акт агрессии» со стороны Турции разработать в течение двух дней комплекс мер, ограничивающий сотрудничество с этой страной. Правовой базой для этих мер станет закон о специальных экономических мерах (см. справку), который, «по сути, для подобных ситуаций и рассчитан и касается вопросов обеспечения нашей безопасности».
Глава Минстроя Михаил Мень заявил в четверг РБК, что не исключает ухода с российского строительного рынка турецких компаний: «В сегменте недвижимости, в первую очередь коммерческой, работает достаточно много турецких компаний, и мы не исключаем, что часть из них уйдет с реализации крупных проектов в стране. Доверие к ним как к партнерам подорвано».
Турецкие рабочие
По данным Федеральной миграционной службы, в России на 5 ноября 2015 года находилось 87 680 турецких граждан, 90% — мужчины. Миграционная служба не уточняет, что они у нас делают. Но из 54 730 рабочих квот, которые Минтруд выдал туркам на 2015 год, 51 247 приходится на строительные и смежные специальности (94%), в топ-3 — арматурщик, бетонщик и монтажник. Турецкие рабочие заняты в первую очередь в строительной сфере, говорит руководитель департамента по работе с ключевыми клиентами кадрового агентства «Юнити» Рустам Барноходжаев.
Сейчас между Россией и Турцией действует безвизовый режим, но для работы нужно получать рабочую визу, рассказывает юрист, член общественного совета при Федеральной миграционной службе по Москве Бахром Исмаилов. «Достаточно будет просто дать поручение в российское консульство о запрете на выдачу трудовых виз гражданам Турции, — рассуждает он. — С учетом того что турецкие предприниматели возят в Россию на работу турецких же рабочих вахтовым методом, это будет крайне ощутимый удар по их бизнесу в России».
Турецкие инвестиции
Основные турецкие строители в России — это Enka, Renaissance Construction, Ant Yapi и Esta Construction.
У Enka большой бизнес в России: журнал Forbes поставил ее на седьмое место в рейтинге местных крупнейших рантье — в 2014 году недвижимость принесла ей $412 млн. Сегодня компании принадлежит почти 600 тыс. кв. м коммерческих площадей (350 тыс. кв. м офисных и 245 тыс. кв. м торговых арендопригодных площадей).
Enka начала работать в Москве еще в 1987 году, получив подряд на реконструкцию «Петровского пассажа». Компания построила первую в столице сеть профессиональных торговых центров под брендом «Капитолий». Всего сегодня под ее управлением 27 торговых комплексов в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, из которых 17 — в собственности.
Московские власти всегда уважительно относились к туркам. Например, в октябре этого года на открытии многофункционального комплекса в Кунцеве мэр Москвы Сергей Собянин благодарил «фирму Enka за те серьезные инвестиции, которые она вкладывает в Москве».
«Конечно, собственность у турецких компаний не отнимут, потому что только разговоры о возможном изъятии собственности приводят к катастрофическим последствиям для инвестиционного климата в России, — оптимистичен партнер практики «Недвижимость» Goltsblat BLP Виталий Можаровский. — С другой стороны, власти, например, столицы, могут с легкостью отозвать уже выданное разрешение на строительство или решение Градостроительно-земельной комиссии, равно как и не согласовать объемы, которые бы устраивали инвестора».
Турецкие подряды
Выходец из Enka, инженер Эрман Ылыджак, создал компанию Renaissance Construction в Санкт-Петербурге в 1993 году. Впоследствии компания выросла в холдинг Renaissance, штаб-квартира которого расположена в Турции. Доход компании от сдачи в аренду коммерческих площадей (227 тыс. кв. м) в 2014 году, по данным Forbes, составил $82 млн.
Но Renaissance Construction больше известна как генподрядчик: на ее счету много знаковых объектов. В частности — торговый центр «Авиапарк» на Ходынке, башня «Эволюция» и башня «Восток» комплекса «Федерация» в «Москва-Сити» (кстати, башню «Запад» строил другой турецкий генподрядчик — Ant Yapi). Сейчас Renaissance строит в «Москва-Сити» башню на 350 тыс. кв. м, которая принадлежит ей пополам с владельцем Магнитогорского меткомбината Виктором Рашниковым. Список можно продолжить: штаб-квартира «Газпрома» в Санкт-Петербурге («Охта-центр»), торговые комплексы «ТПС Недвижимость» в Москве у станций метро «Славянский бульвар» и «Полежаевская» и т.д.
Другая турецкая компания, Esta Construction, строит в Москве жилой проект «Сердце столицы» (инвестор — «Дон-Строй Инвест»), вторую очередь ТЦ «Метрополис», а также стадион «Краснодар» в столице Кубани. Ранее компания принимала участие в сочинских стройках, построив апарт-отель «Красная поляна» в Сочи. У генподрядчика Ant Yapi в основном жилые проекты: «Парк Рублево» (ОПИН), «Воробьев дом» (MR Group), Wine House («Галс Девелопмент»), «Life-Ботанический Сад» (ГК «Пионер») и др.
Если власти станут отбирать у турок строительные подряды, это ударит прежде всего по заказчикам. «Гражданский кодекс позволяет заказчику уволить подрядчика, — рассуждает Можаровский. — Но, естественно, нужно будет платить неустойку — обычно до 10–15% от стоимости контрактов. С учетом того что турки работают на крупных контрактах стоимостью в миллиарды рублей, для заказчика это будет очень дорого. Вдобавок он получит затягивание сроков строительства от двух до шести месяцев, пока не будет найден новый генподрядчик. При этом новый подрядчик, понимая тяжелое положение заказчика, может с легкостью «играть ценой» контракта. Не стоит забывать и про экспертизу того, что было сделано прежним генподрядчиком, которая занимает время. Ну и, конечно, новый генподрядчик может сделать оговорку, что он не отвечает за качество работ, проведенных прежним генподрядчиком». Если ни заказчик, ни подрядчик не заинтересованы в разрыве отношений, ничто не помешает турецкому подрядчику создать компанию в другой юрисдикции и продолжить работу, считает юрист.
В четверг Enka, Renaissance Construction, Ant Yapi, Esta Construction и московская мэрия либо отказались отвечать на запросы РБК, либо просто на них не откликнулись. Из инвесторов, на которых работают турки, ни один не пожелал выступить под своим именем: анонимно все опрошенные говорят, что пока на стройках никаких проблем нет, а что будет дальше, они не знают.
Вряд ли стоит ждать резкого ухода с рынка турецких строительных компаний, уверен партнер, руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield Денис Соколов: «В данном случае мы видим скорее рвение чиновников, чем реальные шаги, которые, вероятно, будут более мягкими». Но если турки уйдут, на их место смогут прийти как российские компании, многие из которых тоже научились качественно строить, так и зарубежные, например иранские или китайские, считает он.
Турецкие строительные компании дают хорошее соотношение цены и качества, говорит Можаровский: если посмотреть базу арбитражного суда, то выяснится, что исков против турецких строительных компаний минимум. «В случае ухода турок мы не получим ничего, кроме масштабированной на всю страну ситуации с космодромом Восточный: срыв сроков и воровство», — заключает он.