Лента новостей
Жительницу Петушков задержали за поджог отдела полиции 22:41, Новость Зурабишвили дала «Грузинской мечте» неделю на назначение новых выборов 22:39, Статья Большой гид по «Серии плюс»: чем интересны кварталы ПИК нового поколения 22:10 В Петербурге нашли мертвой мать внука актрисы Марии Шукшиной 22:08, Новость Конькобежец Кулижников заявил, что скептически отнесся к допуску ISU 22:02, Статья Песков рассказал, когда был запланирован визит Фицо в Россию 21:58, Новость В Москве 10 человек пострадали в ДТП с КАМАЗом, автобусом и легковушками 21:40, Новость «Ливерпуль» разгромил «Тоттенхэм» в матче с девятью голами 21:31, Статья Трамп заявил, что ждет встречи с Путиным по поводу Украины 21:25, Статья Умер герой штурма дворца Амина в Афганистане Павел Климов 21:20, Новость Как генеративный искусственный интеллект оценивает бизнес-показатели 21:18 Военная операция на Украине. Онлайн 21:16, Онлайн UFC назвал следующего соперника российского тяжеловеса Павловича 21:06, Статья NYT описала нестандартные методы борьбы Украины с энергокризисом 21:02, Статья Хуситы заявили, что это они сбили истребитель США над Красным морем 20:43, Новость Гол и пас Мбаппе помогли «Реалу» победить «Севилью» 20:43, Статья На юге Бразилии частный самолет рухнул на жилые кварталы 20:41, Статья Топливо в убыток: как стать крупным игроком на рынке нефтепродуктов 20:29
Газета
Не уверен — не продавай
Газета № 221 (2238) (0112) Общество,
0

Не уверен — не продавай

«Яндекс.Маркет» и его конкурентов обяжут возмещать ущерб обманутым покупателям
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Сайты, агрегирующие предложения разных интернет-магазинов, будут отвечать перед покупателями, пострадавшими от заведомо недостоверной информации о товаре. Такой законопроект Роспотребнадзор согласовал с бизнесом.

Интернет-магазины в прошлом году потребовали регулировать работу так называемых товарных агрегаторов — сайтов, которые сами не продают товары, но по запросу подбирают и сравнивают предложения разных онлайн-площадок. Примерно по такой схеме работают, например, «Яндекс.Маркет», Wikimart, «Товары@Mail.ru», Price.ru и eBay. Весной 2014-го президент «М.Видео» Александр Тынкован обвинил «Яндекс.Маркет» в продаже контрафакта и заявил, что сервис должен нести ответственность за нарушение прав потребителей; «Яндекс» возражал, что работает, по сути, как рекламная площадка.

В июле 2015-го Роспотребнадзор все-таки предложил внести поправки в закон «О защите прав потребителей», увеличивающие требования к агрегаторам. В пояснительной записке говорилось, что агрегаторы оказались исключены из правового поля, в результате страдают покупатели: если eBay или Amazon могут удалить подозрительный товар после жалобы правообладателя, то российские сервисы предлагают по каждому случаю обращаться в суд. В 2014 году оборот интернет-торговли в России вырос на 31%, до 713 млрд руб., отмечал Роспотребнадзор со ссылкой на экспертные оценки.

Но после того, как представители отрасли, в том числе Российская ассоциация электронных компаний (РАЭК; объединяет более 100 организаций), раскритиковали предложения Роспотребнадзора, вице-премьер Ольга Голодец поручила доработать законопроект.

В распоряжении РБК оказалась версия поправок, которую Роспотребнадзор в итоге согласовал с бизнесом. Сами товарные агрегаторы с ней согласились, следует из переписки интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева с заместителем руководителя Роспотребнадзора Михаила Орлова (копии писем есть у РБК). Предполагается, что новые правила (см. «Суть поправок») вступят в силу с 1 января 2017 года.

Мариничев подтвердил подлинность законопроекта, отметив, что новая версия скоро появится на regulation.gov.ru взамен устаревшей. Представитель Роспотребнадзора не ответил на запрос РБК.

Не вполне довольны

Законопроект в новой редакции невозможно будет применить на практике, так как он содержит «множество условий и оговорок», считает Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Об этом она тоже написала Мариничеву (копия письма есть у РБК), подтвердил интернет-омбудсмен.

Как пишет исполнительный директор АКИТ Артем Соколов, «тек​ущая версия [поправок] выводит значительную часть деятельности агрегаторов из-под государственного надзора». Не исключено, что в итоге агрегаторам разрешат ограничиваться ссылками на сайты продавцов вместо того, чтобы публиковать о них подробную информацию, беспокоятся в АКИТ.

Хотя новая редакция документа — это меньшее из зол, агрегаторы н​ововведениями тоже не вполне довольны, утверждает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. По его словам, потребители могут оказаться в сложной ситуации: если раньше они точно знали, что должны обращаться с претензиями к продавцу, то теперь у них не будет такой уверенности. «Никому же не приходит в голову требовать ответственности за товар с человека, который рекламирует услугу в костюме, например, бутерброда. Но почему-то такую ответственность хотят переложить на агрегаторов», — объясняет Иванов.

Представитель агрегатора Price.ru отметил, что мнение НАДТ полностью отражает позицию его компании.

Руководитель юридического департамента Mail.Ru Group (владеет ресурсом Товары@Mail.Ru) Антон Мальгинов тоже считает неправильным накладывать дополнительные обязательства на интернет-ресурсы, которые лишь собирают, систематизируют и размещают чужие товарные предложения. К лишним обязательствам он относит требование проверять полученную от продавцов товаров информацию на предмет ее полноты и достоверности.

Конкуренция между товарными агрегаторами и так заставляет их давать покупателю самую полную, правильную и точную информацию, утверждает руководитель «Яндекс.Маркета» Павел Алешин. По его словам, программы защиты покупателей уже есть практически у всех агрегаторов. Так, ​«Яндекс.Маркет», Wikimart, «Товары@Mail.ru» и их коллеги в декабре 2014-го запустили сайт для приема жалоб на поддельные товары nota-claim.ru: если товар действительно окажется контрафактом, его обещают убрать со всех сайтов участников объединения.

Новые поправки будут работать только в том случае, если покупатель перечислит деньги на банковский счет агрегатора, подчеркивает директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам Wikimart Денис Косенков. Ресурс не может нести ответственность, если у него нет возмездных отношений с покупателем — это будет противоречить принципам действующего законодательства о защите прав потребителей, подчеркнул он.

И все-таки законодательное регулирование агрегаторам необходимо, уверен глава общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков. По его словам, в России до сих пор нет определения даже интернет-магазина, нет судебной практики, связанной с такого рода делами — добиться возбуждения уголовного дела, когда интернет-магазины «кидают» сотни клиентов, практически невозможно.