Лента новостей
Куда любит ездить шеф-повар и совладелец ресторанов Selfie, Гвидон и IKRA 17:30 Появились кадры спасения находившихся на борту пропавшего Ан-2 17:11, Новость Поставки российской нефти в Венгрию по «Дружбе» возобновились 17:01, Статья В Турции заявили о готовности Эрдогана посетить Дамаск 16:58, Новость Березуцкий потерпел первое поражение во главе азербайджанского «Сабаха» 16:54, Статья Премьер Грузии допустил уголовное преследование уходящего президента 16:53, Статья К свету: как сделать так, чтобы всем хватало электричества 16:45 В Таиланде австрийский турист случайно убил россиянина 16:42, Новость ЦСКА одержал восьмую победу подряд в чемпионате КХЛ 16:27, Статья Катар пригрозил прекратить поставки СПГ в Европу 16:09, Статья Маск предложил внедрить тест на слабоумие для политиков в США 16:07, Новость Как бизнесу понять, что пора иначе работать с данными 15:52 Генпрокуратура Абхазии возбудила дело об убийстве в парламенте 15:51, Новость Абхазия сообщила о начале гуманитарных поставок электричества из России 15:49, Статья Коростелев выиграл гонку на 10 км на Кубке России, Большунов — пятый 15:45, Статья Глава РФС фразой «зайцев жалко» оценил фото игрока «Локомотива» с охоты 15:43, Статья Траулер «Петр I» обновил мировой рекорд по вылову рыбы одним судном 15:39, Новость Четырех футболисток задержали за расизм в полуфинале турнира в Бразилии 15:33, Статья
Газета
Небесная монополия
Газета № 222 (2239) (0212) Общество,
0

Небесная монополия

ФАС заинтересовалась ценами «Аэрофлота» после ухода «Трансаэро»
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК 
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК 

Федеральную антимонопольную службу не устраивают цены на билеты «Аэрофлота» после ухода с рынка «Трансаэро», заявил журналистам руководитель ведомства Игорь Артемьев.

Федеральную антимонопольную службу не устраивают цены на билеты «Аэрофлота» после ухода с рынка «Трансаэро», заявил журналистам руководитель ведомства Игорь Артемьев. По его словам, в ближайшее время чиновники проведут переговоры с менеджерами авиакомпании (цитата по «Интерфаксу»).

Представитель «Аэрофлота» не смог оперативно прокомментировать ситуацию.

Доказать, что рост тарифов происходит из-за ухода «Трансаэро», а не по объективным причинам, связанным с инфляцией, ценой кредитования — сложно, считает партнер антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский. По его мнению, ФАС скорее постарается идти по пути предупреждения или попытки диалога. «Если этого не получится — возможно возбуждение антимонопольного дела. Но по всем делам, кроме монопольно высокой цены, с 5 декабря 2015 года будет действовать институт предупреждения, — говорит Вознесенский. — При предупреждении дело не возбуждается и штраф не выносится. Единственный плохой сценарий для «Аэрофлота» — возбуждение дела по монопольно высокой цене, которое возможно по конкретным маршрутам». Штраф определяется от объема выручки на отдельном направлении и составляет от 1 до 15% оборота на данном направлении.

Дорогой Владивосток

В конце октября губернатор Приморского края Владимир Миклушевский обратился к полпреду президента в Дальневосточном округе Олегу Трутневу с просьбой повлиять на крупнейшего российского перевозчика. После ухода «Трансаэро» с рынка «Аэрофлот» единственный летает из Москвы во Владивосток, сообщал Миклушевский. «Сегодня выполняется всего два авиарейса во Владивосток из Москвы. При существующем пассажиропотоке этого явно недостаточно. При этом стоимость билетов у единственного перевозчика на данном направлении, при покупке билетов за несколько дней до вылета, возросла от трех до пяти раз», — жаловался чиновник.

«Аэрофлот» в свою очередь опровергал повышение цен на дальневосточные направления. Стоимость билетов экономкласса не повышалась и останется неизменной до конца 2015 года, сообщала пресс-служба авиакомпании 26 октября. Билеты по маршрутам Москва — Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Владивосток — Москва стоят 18 тыс. руб. в две стороны или 11 тыс. руб. в одну, подчеркивалось в сообщении «Аэрофлота». С уходом «Трансаэро» ситуация не изменилась, подтверждают данные перевозчика аналитики агрегатора Onetwotrip. В большинстве случаев с лета была установлена плоская шкала цен на билеты экономкласса: около 11 тыс. руб. в одну сторону, 18 тыс. руб. туда-обратно — на маршруты из Москвы во Владивосток и Хабаровск.

Если ФАС зафиксирует рост цен, то «Аэрофлоту» будет несложно отбить претензии. «Число участников рынка влияет на цены, и когда уходит большой игрок — они растут, — считает Вознесенский. — Это объективная реальность, а не нарушение антимонопольного закона. Чтобы цены снизились, должна быть конкуренция на направлениях, и о допусках на маршруты должны задуматься ФАС с Минтрансом».

Предложили поделиться

В начале сентября правительство отказалось помогать тонущей в долгах «Трансаэро», до недавнего времени — второй по объему перевозок авиакомпании. Изначальный план предполагал покупку «Аэрофлотом» 75% акций «Трансаэро», с начала сентября «Аэрофлот» взял ближайшего конкурента в управление. Тогда глава ФАС высказывал озабоченность монополизацией рынка.

По данным Росавиации, пять авиакомпаний («Аэрофлот», «Транс­аэро», «Сибирь», UTair и «Уральские авиалинии») перевезли за январь—октябрь 2014 года 50,3 млн пассажиров, из которых 19,9 млн перевез «Аэрофлот», а 11,5 млн — «Трансаэро». В 2015 году общее число пассажиров составило 49,7 млн. Из них 22 млн перевез «Аэрофлот» и 11,2 млн — «Трансаэро».

Учитывая ситуацию, служба некоторое время будет закрывать глаза на ограничение конкуренции на рынке, но потом «Аэрофлот» должен будет поделиться некоторыми направлениями с рынком, говорил Артемьев в конце сентября в интервью «Ведомостям».

Но сделка расстроилась, а «Аэрофлот» получил от Росавиации допуски на 53 международных направления, по которым раньше летала «Трансаэро», оставшаяся без сертификата эксплуатанта на грани банкротства.

ФАС давно интересуется ценообразованием авиакомпаний. Так, летом 2014 года Федеральная антимонопольная служба предлагала наказывать авиакомпании за значительную разницу в цене билетов на одинаковые расстояния. Авиакомпании не согласились с этой инициативой. В начале 2014 года служба решила, что перевозчики обязаны за день до вылета не повышать цены на билеты, а наоборот, делать на них скидку 25%. Соответствующее предписание ФАС выписала восьми крупнейшим перевозчикам — «Аэрофлоту», «Трансаэро», S7 Airlines, UTair, «Уральским авиалиниям», «России» («дочка» «Аэрофлота»), NordWind и OrenAir в марте 2014 года. При этом Минтранс не поддержал инициативу Артемьева. Рентабельность авиаперевозок и так лежит в пределах 1,5–3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах, говорил РБК представитель Минтранса. В результате ни одна из авиакомпаний предписание выполнять не стала. «Аэрофлот» пытался оспорить его в суде, но безуспешно.