Лента новостей
Время, дети, авто: три совета от бизнесменов, как организовать отдых 10:33 Сколько заработали Усик и Фьюри на боксерском реванше 10:26, Статья Власти назвали вероятную причину аварии Ан-2 на Камчатке 10:13, Новость Объекты на курортах подорожали на 300% за 7 лет. Как на них влияет ставка 10:09, Статья «Это безумие». Что говорят о победе Усика над Фьюри в чемпионском бою 10:07, Статья Что такое ДСЖ и как будет работать в России 10:00, Статья Как разморозить пенсионные накопления 09:50 Губернатор Орловской области рассказал о последствиях ночной атаки дронов 09:49, Новость У арестованного экс-замминистра обороны нашли коллекцию ретроавтомобилей 09:42, Статья В Магдебурге арестовали мужчину, наехавшего на людей на ярмарке 09:23, Новость Как построить сквозную систему аналитики бизнеса 09:02 Курс доллара в 2025 году: было ли «разминкой» ослабление рубля в 2024-ом 09:00, Статья Минобороны отчиталось об уничтожении 42 украинских беспилотников 08:58, Новость Почему в Китае набирают популярность отели для геймеров 08:54, Статья Песков рассказал о рабочем графике Путина в новогодние каникулы 08:38, Новость По делу о вербовке в террористическую организацию задержали студента РУДН 08:19, Новость США по ошибке сбили свой истребитель над Красным морем 08:16, Статья Как выбрать швейцарский нож в сфере ИТ 08:11
Газета
«Наша задача — успокоить тех, кто еще не понял»
Газета № 223 (2240) (0312) Общество,
0

«Наша задача — успокоить тех, кто еще не понял»

Глава Росавтодора Роман Старовойт — о разработке и запуске «Платона» и о конфликте с дальнобойщиками
Фото: Екатерина Кочетова для РБК
Фото: Екатерина Кочетова для РБК

Если до 3 декабря систему «Платон» (с ее помощью взимают сбор за проезд большегрузов) не отключат, дальнобойщики обещают выдвинуться на Москву. Глава Росавтодора Роман Старовойт считает, что людей «вводят в заблуждение».

«В России система была запущена успешно»

— Ввести плату с 12-тонников за порчу федеральных трасс было решено еще в 2012 году, но к ее запуску 15 ноября 2015-го ни малый, ни крупный бизнес оказались не готовы. Почему?

— Я бы всех не обвинял, что не готовы. На первый день работы системы «Платон» в ней было зарегистрировано более 400 тыс. грузовиков (из примерно 1,8 млн 12-тонников, зарегистрированных в России — РБК). А если смотреть на опыт зарубежных стран, например Словакии, то там в первый день работы [аналогичной системы] зарегистрировался лишь один пользователь и целый месяц страна стояла без грузоперевозок, были проблемы с доставкой продуктов питания, и там действительно был транспортный коллапс.

Мы считаем, что в России система была запущена успешно, несмотря на технические сбои в первый день работы. После десяти дней работы системы основные технические проблемы с сайтом, интерфейсами, очередями решены.

По нашей славянской традиции все откладывали до последнего и не приходили регистрироваться, хотя такая возможность была заранее — как минимум за месяц были открыты все офисы. Но они стояли пустыми, и единицы приходили.

— Сколько офисов сейчас работает у «Платона»?

— 138 объектов. В крупных городах, как Москва и Петербург, их по нескольку штук. Плюс есть мобильные платежные терминалы, которые установлены, как правило, на международных автомобильных пунктах пропуска, чтобы иностранные компании могли оплатить проезд.

А если вы уже зарегистрированы, то необязательно приходить в эти пункты: заключено соглашение с Qiwi, у них более 80 тыс. терминалов мобильной оплаты по стране. Надо сделать оговорку, что Qiwi берет небольшую комиссию за свои услуги. Заплатить можно с помощью мобильного устройства или стационарного компьютера в личном кабинете на сайте системы. Необязательно идти в офис, поэтому сейчас никаких очередей в офисах «Платона» нет.

— Сколько машин зарегистрировалось по итогам двух недель работы системы?

— Уже более 600 тыс. На 30 ноября — 15-й день работы системы — в бюджет и федеральный дорожный фонд перечислено более 650 млн руб. Выписано более 825 тыс. маршрутных карт (взимание платы за проезд по федеральным трассам может производиться двумя способами — через маршрутную карту или через бортовое устройство, трекер — РБК). Все бортовые устройства, которые были запрошены до начала работы системы, выданы: это 170 тыс. штук, а 30 тыс. еще не дошли до своих пользователей по разным причинам.

Но вовсе не обязательно устанавливать бортовое устройство в автомобиль. Мы не ожидали такого высокого спроса на трекеры на первом этапе: до запуска системы заявок было мало. При внедрении подобных систем за рубежом перевозчики всегда отдавали предпочтение именно маршрутным картам: их можно оформить дистанционно на сайте системы.

— Крупные перевозчики жалуются, что использовать маршрутную карту неудобно, это сильно усложняет процесс. Например, нужно точно указывать маршрут движения, любое отклонение приравнивается к неуплате, карту нужно получать в каком-то из центров обслуживания, это занимает время. А в случае с трекером при прохождении рамки контроля просто списывается сумма за каждый пройденный километр пути...

— Маршрутную карту мы выбрали как основной способ оплаты, как раз исходя из пожеланий пользователей, с которыми общались в течение года. Они говорили: я не хочу, чтобы вы за мной следили, не хочу, чтобы в режиме реального времени видели, где находится мой автомобиль (трекер оснащен приемником ГЛОНАСС/GPS — РБК). Я буду оформлять маршрутную карту, которая действует месяц, и, когда мне нужно, совершу поездку без вашего присмотра.

— А кто был на этих встречах с пользователями?

— Со стороны власти были в том числе лично я и лично министр транспорта. Со стороны бизнеса были ассоциации, крупные и мелкие перевозчики, ретейлеры. Можно сказать, мы проводили гастрольный тур в течение года.

— Была критика с их стороны?

— Безусловно. Это был режим открытого круглого стола, был огромный массив замечаний и предложений по самой системе, принципам оплаты, работы интерфейса, взаиморасчетов. И большинство замечаний было учтено к 15 ноября.

— Например, какие?

— В последний момент было пожелание ввести разовые маршрутные карты. Это новая функция, упрощающая процедуру оформления: не нужна верификации пользователя. Нигде в мире аналогов такой функции нет, но на основании запросов пользователей мы решили ее запустить, потому что не все на 15 ноября зарегистрировались в системе.

Еще пользователи говорили: «Мне неудобно оплачивать наличными или банковской картой, мне работодатель дает топливную карту, хочу, чтобы можно было платить топливной картой». Мы это ввели. Был огромный список такого рода предложений. Конечно, были вопросы к тарифу.

— Как сложился нынешний тариф?

— Последний раз тариф был утвержден правительством России в мае текущего года — это 3,73 руб. на 1 км. С июня перевозчики говорили о том, что это дорого, и просили его обоснование. Мы объясняли, что в 2011 году по заказу Минтранса была выполнена научно-исследовательская работа, во время которой был выведен экономически обоснованный тариф — 8,2 руб. за 1 км. Но, учитывая экономическую ситуацию и пожелания бизнеса, правительство утвердило в 2013 году тариф 3,5 руб., и только потом его повысили на 23 коп.

— Почему тогда позже решили до марта 2016-го понизить тариф на километр до 1,53 руб., а с марта установить на уровне 3,06 руб.?

— Потому что перед вводом системы бизнес просил компромиссных решений, ввода тестового периода, хотя до ввода системы прошло полномасштабное тестирование.

— Кто из перевозчиков в нем участвовал?

— Тестирование проходило в соответствии с регламентом. Мы как заказчик приняли систему, созданную концессионером (компанией «РТ-Инвест Транспортные системы», на 50% принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха». — РБК), с привлечением консультантов технических, юридических и финансовых.

— А кто тестировал?

— Росавтодор с привлечением экспертов. Начиная с июня были подведены испытания всех элементов системы во всех регионах, в том числе бортовых устройств и системы контроля. Тесты включали в себя моделирование возможных угроз, проверку отказоустойчивости системы, защиты данных.

— То есть перевозчиков на этом этапе не привлекали?

— Привлекали. Тестирование проходило в режиме реального времени, в полевых условиях. Но в любой системе, тем более такой сложной, первое время идет отладка, притирка, люди должны научиться пользоваться интерфейсом. В первый день, заходя и регистрируясь, пользователи тратили пять-семь минут на все, сегодня — меньше минуты. Более 99% грузовиков, которые активно участвуют в перевозках, работают на линии, и система не вызывает нареканий.

«Кто-то вводит людей в заблуждение»

— Кто же тогда протестует?

— Есть отдельные люди — около 1%. В основном, по нашей оценке, это физические лица. В Дагестане, например, такая концентрация, потому что там больше всего владельцев грузовиков — физические лица, даже не индивидуальные предприниматели. Сказывается в целом ситуация в регионе, они говорят: почему у нас такой большой транспортный налог? в Ингушетии он в два раза ниже. Но напрямую с системой взимания платы это не связано.

Хотя лично мое мнение по транспортному налогу и акцизам (сборам за проезд. — РБК) — когда принято решение о введении акцизов, нужно через некоторое время отменять транспортный налог. Например, у меня есть легковой автомобиль и жилплощадь в Санкт-Петербурге, а работаю я в Москве. В Петербург я езжу совсем редко, машина стоит в гараже, я ей пользуюсь три-четыре раза в год, а транспортный налог плачу. Это несправедливо.

Депутаты Госдумы на прошлой неделе высказали уверенность, что до конца осенней сессии будет принято решение об отмене транспортного налога с одновременным увеличением акциза. Я это поддерживаю: кто едет, тот и платит. Именно на этом основана система взимания платы с 12-тонников.

— Как будет решаться ситуация с акциями протеста?

— Это серьезные вещи и правонарушения. К сожалению, две недели назад во время акции протеста в Тверской области погиб дальнобойщик, еще трое пострадали в результате аварии: фура въехала в толпу протестующих. Стараемся работать с перевозчиками, каждой группой, каждым физическим лицом, кто хоть как-то проявляет свою гражданскую позицию.

Я лично собираю транспортные компании в Росавтодоре, выезжаю на круглые столы. 26 ноября встречался с Валерием Войтко (координатор ассоциации «Дальнобойщик». — РБК), 25-го мы собирали ретейл и крупных перевозчиков.

Руководители территориальных управлений агентства — их 35 по всей России — совместно с представителем инвестора в сопровождении ГИБДД выезжают на места и проводят разъяснительные беседы с теми, кто участвует в акциях.

— Какие основные вопросы у протестующих?

— Их очень много: кто-то вводит людей в заблуждение — может, умышленно, может, нет. Например, что бортовые устройства — единственный способ оплаты, и в интернете их продают за 7 тыс. руб. А на самом деле мы одни в мире выдаем бортовое устройство бесплатно. Оно три года автономно работает, не требует никакого обслуживания. В Германии, Польше, Белоруссии нужен либо денежный залог, либо прибор продается.

Наша задача — успокоить тех, кто еще не понял, как все работает. Вопросы в основном одинаковые: почему деньги собирает какое-то ООО [«РТ-Инвест Транспортные системы»]? Мы объясняем, что есть распоряжение правительства, где это ООО указано как концессионер по сбору платы. С ними подписано соглашение, весь набор правовых действий выполнен. Поэтому не надо ничего бояться, надо спокойно регистрироваться в системе и выходить на линию.

Нам жалуются, что большие штрафы, — «один штраф 450 тыс. руб. перечеркнет всю мою деятельность». Машина иногда может стоить сопоставимых денег. Но правительство услышало и это пожелание: в Госдуме уже находится законопроект об изменениях в КоАП, согласно которому штраф снизят до 5 тыс. руб.

— Как сумма в 450 тыс. руб. получилась?

— Она появилась задолго до того, как мы начали заниматься проектом, — в КоАП вошли такие цифры. Я думаю, что это делалось для того, чтобы не было даже желания выходить на трассу с нарушением. Потому что пользователи тоже проявляют хитрость: они знают, где стоит рамка, подъезжают и за километр до нее, используя iPad, пытаются оформить маршрутную карту на дистанцию 2 км. Мы ставим защиту: с мобильного устройства оформить на линии маршрутную карту уже нельзя.

Видимо, штрафы были одной из защит, чтобы не было провокаций. Но правительство пошло на компромисс, и до конца года планируется внести соответствующие изменения в КоАП. Сейчас ни один пользователь не оштрафован, ни одного иска или задержания нет.

— Перевозчики боятся, что получат штрафы, юридического моратория на них нет, хотя они вроде бы пока не взимаются. Значит ли это, что и не будут взиматься, пока Госдума не примет закон об их снижении?

— Хочу провести аналогию. У нас везде есть ограничение скорости движения, и мы обязаны соблюдать скоростной режим. Но его же не везде соблюдают и не везде фиксируется нарушение. Здесь примерно такая же ситуация.

Кроме того, юристы говорят, что даже при указанном штрафе в 450 тыс. руб. есть все правовые основания ГИБДД выписывать штраф в 5 тыс. руб. Тем не менее Федеральное дорожное агентство как орган исполнительной власти не может комментировать решения законодательных органов власти.

— Собираемость системы за 13 лет должна была составить 1 трлн руб. В те 40 млрд руб., которые вы ожидаете собрать в 2016 году, входят штрафы?

— Нет, не входят. Задача — не штрафы собрать.

— А куда штрафы направляются? В дорожный фонд?

— Даже не в дорожный фонд, а просто в бюджет идут.

— Было заявление, что по московскому региону после ввода «Платона» уменьшились перевозки молока и хлеба.

— Мы видим снижение в среднем на 6%. По мясу и молоку такая специфика — нет своего автопарка, они в основном привлекают сторонних перевозчиков. А проблема в том, что сейчас заказчики начинают прессовать перевозчиков. Если в прошлом году доставка фурой из морского порта Санкт-Петербург до Москвы контейнера «2 TEU» стоила 60 тыс. руб., сегодня цену давят до 35 тыс. руб.

И я понимаю перевозчиков: они остались между молотом и наковальней — вводится система, и заказчики начинают прессовать. Это отдельный вопрос, мы уже готовим обращение в ФАС.

С внедрением «Платона» вскрылись проблемы отрасли. Мы — дорожники, и получилось так, что проект «Платон» вскрыл смежную для нас проблему. Оказалось, что отрасль автомобильных грузоперевозок брошена и никем не регулируется. Мы отменили лицензирование, но ничего другого взамен не дали — нет саморегулируемой организации, СРО. А транспортники сами говорят: сделайте нам саморегулирование, мы должны отбрасывать серый, черный бизнес, который сбивает цены.

— Какой процент теневого бизнеса в этой сфере?

— Пока оценки нет, как раз система взимания платы может это наглядно показать. Бортовое устройство чем удобно для нас: я могу в режиме реального времени сказать, сколько автомобилей находится в движении на федеральной дороге. Сегодня в 9:00 мск я снял информацию: 82 тыс. грузовиков было на линии — пик перевозок.

«В случае обнаружения вины концессионера выставим счет»

— Во сколько обошлась вся система?

— 29 млрд руб. Собственные средства концессионера — 2 млрд руб., кредитная линия Газпромбанка — 27 млрд руб.

— Какая у концессионера перед государством ответственность по договору?

— Там большой спектр прав и обязанностей по концессионному соглашению. Каждая обязанность влечет финансовую ответственность.

— А что самое критичное и важное для государства при работе системы?

— Должен быть процент выявленных нарушений. В частности, концессионным соглашением предусмотрено, что система контроля должна выявлять не менее 93% 12-тонников из общего потока транспортных средств, а 95% из этих грузовиков должны быть идентифицированы.

В первые дни на смоленском направлении — из Белоруссии — терминалы по каким-то причинам не работали. Предположительно, из-за перебоев со связью. Но нас это не касается: есть ответственность концессионера за работу терминала. Мы выясним причину сбоя и в случае обнаружения вины концессионера выставим счет.

— И как часто вы будете проверять РТИТС?

— По соглашению мы не можем проводить проверку чаще чем раз в месяц. Но ее можно наполнять разными составляющими: проверить терминал, сайт, call-центр, весь набор.

— Аудит работы РТИТС проводится силами Рос­автодора или будет нанятый внешний оператор?

— Силами Росавтодора и нашими консультантами по концессионному соглашению, которые работали еще на стадии подготовки проекта. У нас есть и правовой, и финансовый, и технический консультанты.

— Вы знаете, кто писал программу, которая легла в основу «Платона»?

— Не знаю. Мне главное, чтобы все работало. Те хакерские атаки, которые начались 16–17 ноября и до сегодняшнего дня продолжаются, показывают, что для защиты и создания информационной оболочки подобраны специалисты высокого класса.