Лента новостей
Трамп заявил, что уважает Зеленского 03:11, Новость OpenAI представила новую модель ИИ 03:06, Статья Трамп вновь пообещал помочь Украине с возвращением территорий 02:20, Новость В Непале произошло землетрясение магнитудой 6,1 02:08, Новость Трамп оценил перспективы мира фразой «или скоро, или не наступит вообще» 01:18, Статья Ракета «Союз-2.1а» с кораблем «Прогресс МС-30» стартовала с Байконура 00:42, Новость Стармер выразил готовность отправить на Украину войска и авиацию для мира 00:28, Статья Уход Карпина и демарш латиноамериканцев. Что важно знать о рестарте РПЛ 00:12, Статья Власти задумались над созданием профилей людей до 35 лет 00:01, Статья В Думе предложили обновить правила репатриации в Россию 00:00, Статья Полиция сочла смерть Джина Хэкмена и его жены подозрительной 27 фев, 23:43, Статья Трамп «не поверил», что ранее назвал Зеленского диктатором 27 фев, 23:43, Новость Самолет Зеленского вылетел из Ирландии в Вашингтон 27 фев, 23:27, Новость Трамп исключил вступление Украины в НАТО: «этого не произойдет» 27 фев, 23:02, Статья Власти Таиланда вновь заявили о планах ввести туристический сбор 27 фев, 22:49, Новость Трамп заступился за раскритикованного в Канаде Гретцки 27 фев, 22:44, Статья Трамп заявил, что Путин не нарушит условия сделки по Украине 27 фев, 22:37, Статья Куда любит ездить шеф-повар и совладелец ресторанов Selfie, Гвидон и IKRA 27 фев, 22:29
Газета
Крепко и дешево
Газета № 231 (2248) (1512) Общество,
0

Крепко и дешево

Снижение цены на водку помогло продавцам спиртного
Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ
Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ

Заморозка акцизов и снижение минимальной розничной цены на водку в 2015 году затормозили падение российского алкогольного рынка, а рынок виски демонстрирует обвал, показывают данные Nielsen.

Похмелье после кризиса

Падение розничных продаж алкогольных напитков в 2015 году замедлилось по сравнению с 2014-м, свидетельствуют данные розничного мониторинга компании Nielsen. По данным компании, за три квартала 2015 года продажи всех сегментов алкоголя в России сократились на 7% в натуральном выражении, в то время как за аналогичный период прошлого г​ода падение легальных продаж составляло 13% (абсолютные показатели компания не приводит). Темпы падения продаж водки за первые три квартала 2015 года снизились еще больше — с 16 до 6%, отмечается в исследовании.

Замедление скорости падения продаж водки связано со снижением уровня ее минимальной розничной цены (МРЦ) до 185 руб. за 0,5 л, что позволило части потребителей, переключившихся на нелегальную продукцию, вернуться на легальный рынок, считает аналитик алкогольной группы «Nielsen Россия» Сергей Новгородов. Вторая причина замедления темпов, по его мнению, в том, что после снижения минимальной цены производители водки среднеценового сегмента стали активнее привлекать покупателя скидками.

От роста потребления и снижения минимальной цены на водку выиграли в первую очередь небольшие региональные компании, которые смогли продавать водку в нижнем ценовом сегменте — 185–200 руб. — на своих локальных рынках. За счет отсутствия больших расходов на логистику и при минимальной наценке розницы на товары региональных производителей такую цену можно выдерживать, показало расследование РБК, опубликованное в октябре этого года.

Крупные производители, чья модель бизнеса не позволяет удерживать рентабельность при существенном снижении цены, теряли объемы в 2015 году. Компания «Синергия» (выпускает водку «Беленькая», Beluga и др.) в отчетности за третий квартал 2015 года указала, что ее отгрузки за девять месяцев снизились на 8,5%, до 66 млн л. Производитель «Зеленой марки», «Парламента» и «Русского стандарта» Roust упал еще сильнее — в каждом из трех кварталов 2015 года компания фиксировала падение объема отгрузок более чем на 30%. Единственным федеральным игроком, который смог значительно увеличить свою рыночную долю в 2015-м, выйдя на первое место по продажам водки за счет низкоценового сегмента, стал партнер госкомпании «Росспиртпром» — дистрибьюторская компания «Статус-групп», показало расследование РБК. К июлю доля этой компании на водочном рынке составляла 13,1%. Это означает, что по итогам года компания продаст около 90 млн л водки.

Обвал виски

Если продажи легальной водки в 2015-м упали незначительно, то рынок виски демонстрирует в этом году серьезный спад. В 2014 году рынок виски в России вырос примерно на 5%. За девять месяцев этого года продажи виски, по данным Nielsen, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года обвалились на 14%. Продажи рома за девять месяцев прошлого года выросли более чем 25%, а за три квартала этого только на 3%. По мнению аналитиков Nielsen, рост ромовой категории обеспечен в первую очередь интенсивными промоакциями игроков.

Продажи коньяка и бренди российского производства за три квартала этого года снизились на 5% против снижения на 8% за аналогичный период 2014 года, говорится в исследовании Nielsen. «Падают продажи дешевых брендов, — объясняет аналитик Nielsen Юлия Маруева. — Премиальный же сегмент отличается постоянством спроса со стороны своих потребителей, поэтому объем продаж остается стабильным».

В категориях виски и рома на российском рынке представлены преимущественно зарубежные марки. Импорт виски в страну снизился на 26,1%, до 23,2 млн л, рома — на 33%, до 3,35 млн л, вина — на 34%, до 136,1 млн л. Сами импортеры говорят, что причиной снижения объемов поставок стал рост рублевых цен на их продукцию в рознице — закупки алкоголя ведутся в подорожавшей валюте. При этом они отмечают, что реальные продажи снизились меньше, чем объемы импорта в 2015 году, в том числе потому, что крупные компании, опасаясь, что произведенный в европейских странах алкоголь может подпасть под российское эмбарго, ввезли избыточное количество в Россию в конце прошлого года, и часть нынешнего года они работали на остатках.