Остаться по-английски
ЕС начинает переговоры с Британией об условиях, на которых страна останется членом союза. Дэвид Кэмерон требует от Брюсселя вернуть на национальный уровень право контроля над миграцией, в том числе из других стран ЕС.
Открывшийся в четверг двухдневный саммит Европейского совета будет посвящен вопросам нелегальной иммиграции, терроризма, кризиса еврозоны и развитию Энергетического союза. Европейские лидеры также планируют обсудить ситуацию на Украине и санкции в отношении России. Но одной из центральных тем саммита станет обсуждение возможного выхода Великобритании из Евросоюза, так называемого Brexit.
Политический вопрос
О намерении властей впервые за 40 лет с момента вступления Британии в ЕС вынести вопрос о необходимости ее дальнейшего членства в союзе на общенародное голосование заявил в январе 2013 года премьер-министр Дэвид Кэмерон. Объявив, что «разочарование британцев Евросоюзом достигло своего исторического максимума», политик пообещал организовать подобный референдум в случае победы своей партии на парламентских выборах весной 2015 года.
Тогда на выборах правящая Консервативная партия одержала убедительную победу, показав лучший для себя результат с 1992 года. Партия обнародовала программу действий на грядущие пять лет, в которой было прописано обещание провести референдум о выходе страны из Евросоюза «не позднее конца 2017 года». Других деталей о сроках его проведения до сих пор нет, поскольку вопрос по-прежнему дебатируется в парламенте.
Главные претензии Лондона к Евросоюзу сводятся к обвинениям в бюрократизме, чрезмерном вмешательстве в дела отдельных стран-членов и невозможности справиться с кризисом зоны евро. В ноябре этого года Кэмерон направил председателю Евросовета Дональду Туску письмо с четырьмя предложениями по реформам Евросоюза. По сути это были условия, при выполнении которых премьер обещал в случае вынесения вопроса о выходе из ЕС на голосование всячески поддерживать сторонников членства Великобритании в союзе.
Во-первых, это полное равноправие внутри ЕС стран с национальной валютой и стран — членов еврозоны. Затем это дальнейшая либерализация торговли внутри Евросоюза, снятие излишних барьеров и облегчение нагрузки на бизнес. Третье — гарантии Лондону, что ЕС не будет требовать от него более тесной политической интеграции, и, наконец, передача от Брюсселя национальным правительствам права принимать решения по миграционным вопросам. Кэмерон, в частности, говорит о «злоупотреблении свободой перемещения» и «необходимости сократить число прибывающих сюда людей».
Лондон осаживают
Месяц спустя — уже в контексте подготовки к саммиту Европейского совета — Туск ответил британскому премьеру на его предложения. Все четыре темы, по словам Туска, являются непростыми и деликатными и будут обсуждаться на декабрьском саммите. «Впоследствии, на основе политической дискуссии, мы планируем сформировать конкретные предложения и принять их на следующем саммите, 18–19 февраля», — добавил политик.
В свою очередь, в начале декабря Кэмерон пригрозил агитировать в пользу выхода Великобритании из ЕС, если его коллеги из других стран союза откажутся взять в разработку его предложения, в частности, насчет сокращения субсидий работающим мигрантам из других стран Евросоюза (в частности, из Польши, Венгрии и других стран Восточной Европы). Премьер-министр настаивает на том, чтобы прибывшие в Британию на заработки жители стран «новой Европы» могли рассчитывать на господдержку только после четырех лет работы на территории страны.
Накануне саммита канцлер Германии Ангела Меркель в резкой форме отвергла предложение Лондона: «Мы не хотим и не собираемся ставить под вопрос базовые принципы европейской интеграции. Среди них и свобода передвижения, и равноправие всех граждан Евросоюза». Той же точки зрения придерживаются и лидеры Восточной Европы.
Позицию Меркель поддержал и Туск, заявив, что часть требований Лондона являются попросту неприемлемыми. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предложил не принимать требований Кэмерона, выработав вместо них компромисс. По мнению источников The Financial Times, публичная полемика Лондона с континентальной Европой свидетельствует о том, что либо Брюсселю придется пересмотреть свои правила (чего не желают многие страны ЕС), либо Великобритании придется изменить собственную систему предоставления субсидий (на что не готово уже правительство Кэмерона).
В любом случае черновик резолюции саммита, который получило издание, не содержит конкретных решений по «британскому вопросу» — многое будет зависеть от итога дебатов, прошедших в четверг вечером.
Прибыв в четверг в Брюссель, Кэмерон заявил, что не будет требовать, чтобы договоренности были заключены в тот же вечер, но он будет настаивать на том, чтобы партнеры по ЕС начали процесс переговоров. «Я буду жестко сражаться за права Британии этим вечером, и я рассчитываю на заключение хорошей сделки», — цитирует его Reuters.
Цена независимости
В четверг британское издание The Telegraph опубликовало результаты собственного опроса 20 тыс. британцев: 47% из них поддерживают выход страны из Евросоюза против 38% тех, кто предпочитает остаться в единой Европе. В этот же день вышло исследование бюро Ipsos, проведенное с 12 по 14 декабря по итогам опроса 1 тыс. граждан. Результаты его противоположны: 58% желают остаться в ЕС против 32% сторонников Brexit. Другие опросы, например ноябрьское исследование агентства YouGov, показывают, что сторонников и противников выхода из Евросоюза в Британии примерно поровну.
Политики, агитирующие за сохранение Британии в ЕС, утверждают, что выход из союза лишит страну преимуществ беспошлинной торговли и негативно отразится на британском бизнесе. Например, лорд Стюарт Роуз, однопартиец Кэмерона, но при этом лидер кампании в поддержку сохранения страны в ЕС, заявил на этой неделе, что британским импортерам разрыв связей с Брюсселем будет обходиться в £11 млрд ежегодно. В случае выхода страны из союза Британия попадет в разряд государств, с которыми у ЕС установлен режим наибольшего благоприятствования в торговле, товары будут обложены 5-процентной пошлиной. Объем импорта Британии из ЕС составил в прошлом году £220 млрд.
В апреле германский Фонд Бертельсманна подготовил исследование, в котором пришел к выводу, что ВВП Евросоюза в случае «мягкого» выхода из него Британии может сократиться на 0,1% — и на 0,4%, если Лондон предпочтет разорвать экономические соглашения с союзом. Кроме того, странам ЕС придется компенсировать британский вклад в общие фонды. Так, Германии придется заплатить дополнительные €2,5 млрд, Франции — €1,9 млрд, Италии — €1,4 млрд, Испании — €0,9 млрд.
«Мы твердо уверены, что сочетание экономического и политического ущерба от выхода Британии из ЕС окажется невыгодным для всех сторон и [этого варианта] требуется избежать», — заявили исследователи.