Прокаты не той системы
Металлургическая компания Владимира Лисина планирует закрыть французский завод NLMK Coating. Продукция предприятия оказалась не востребована, а покупателей на завод не нашлось.
Покупателей нет
Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) Владимира Лисина планирует закрыть один из европейских заводов — NLMK Coating во французском городе Ботор, сообщила компания. Предприятие приносит НЛМК убытки из-за падения спроса на его продукцию со стороны европейских автопроизводителей.
NLMK Coating производит электрооцинкованный и холоднокатаный прокат, совокупная мощность — около 700 тыс. т в год. Продукция завода использовалась в основном в автопроме, в частности для изготовления внешних панелей автомобиля. «Но несколько лет назад автопроизводители переключились на использование горячеоцинкованной стали для всех деталей, поскольку такой прокат стал доступнее из-за более низкой себестоимости», — пояснили в НЛМК. Технология горячего оцинкования также повышает устойчивость автокомплектующих к коррозии.
Падение заказов привело к убыткам NLMK Coating. Группа отказалась переоборудовать завод, так как уже имеет мощности по производству 320 тыс. т горячеоцинкованного проката в соседнем Страсбурге. В марте 2015 года актив был выставлен на продажу, но покупателей не нашлось. Цену предложения и детали переговоров с потенциальными покупателями НЛМК не раскрывает, отметив лишь, что с 2008 года в NLMK Coating было инвестировано около €40 млн.
Потерь не ожидается
В 2006 году итальянская металлургическая компания Duferco создала совместное предприятие (Steel Invest & Finance S.A.) с НЛМК. Итальянцы внесли контрольные пакеты акций 22 дочерних структур (заводы в Бельгии, Франции, Италии, а также сервисные центры во Франции, Бельгии и Чехии), а НЛМК — $805 млн. Через пять лет, 21 апреля 2011 года, НЛМК объявил о приобретении 100% активов Duferco Group за $600 млн.
NLMK Coating — одно из восьми предприятий европейского дивизиона NLMK Belgium Holdings (NBH), созданного в 2011 году в результате раздела совместного бизнеса с итальянской Duferco. Дивизион не приносил прибыли и вскоре был реструктурирован: в 2013 году 20,5% NBH приобрела бельгийская SOGEPA за $123 млн, а в марте 2015 года она довела долю до 49% (сумму сделки по втором случае стороны не раскрывали). По итогам 2015 года NBH произвела 1,3 млн т плоского проката — на 23% больше, чем годом ранее (данные отдельно по заводам не раскрываются). Убыток дивизиона на уровне EBITDA за три квартала 2015 года составил $37 млн.
НЛМК уже закрыл один европейский актив — сервисный центр NLMK Jemappe Service Centre в Бельгии. Но реструктуризация NBH не всегда проходила гладко. В 2012 году на другом бельгийском заводе — NLMK La Louviere — рабочие устроили забастовку против сокращения штата на 40%, которая длилась семь месяцев. Профсоюз согласился на реорганизацию лишь после того, как NBH обязался сократить программу увольнений и инвестировать в завод €60 млн.
Закрытие NLMK Coating вряд ли сильно отразится на производственных показателях НЛМК — из-за небольших объемов производства на французском заводе, считает Андрей Третельников из RMG. С профсоюзами тоже проблем быть не должно, полагает аналитик: в ходе сокращений штата на бельгийском предприятии группа продемонстрировала мягкий подход к реструктуризации.