Немецкий след на Керченском мосту
«Стройгазмонтаж» (СГМ) миллиардера Аркадия Ротенберга на прошлой неделе опубликовал список субподрядчиков строительства Керченского моста. Среди них есть ООО «Карст», зарегистрированное в Санкт-Петербурге. По словам представителя «Карста», компания будет делать свайные основания моста и опоры, однако объем и сумму контракта он и представитель СГМ не уточнили.
Согласно СПАРК, «Карст» на 100% принадлежит немецкой компании Adler Global, зарегистрированной в городе Кальтенхольцхаузен в Германии. Adler Global также владеет 100% петербургского строительного холдинга «Старый город — Карст». У «Карста» и «Старый город — Карст» одинаковые адреса регистрации и телефон, следует из СПАРК. Но представитель «Карста» утверждает, что «Старый город — Карст» к подряду строительства Керченского моста отношения не имеет.
Условное наказание за хищение 145 млн руб.
Немецкая Adler Global стала владельцем 100% «Карста» и «Старый город — Карст» в августе 2014 года. До Adler Global собственником и гендиректором «Карста» и «Старый город — Карст» был Дмитрий Коршунов. В августе 2014 года он был приговорен к четырем годам лишения свободы условно за хищение 145 млн руб. при строительстве «Зенит Арены». Коршунов заключил досудебное соглашение со следствием и выплатил 5 млн руб. Представитель «Карста» говорит, что теперь у компании новый гендиректор — Алексей Берендеев.
В выписке из предпринимательского реестра Германии указано, что активы Adler Global составляли в 2014 году €5,8 млн. На сайте компании указано, что у нее есть складское помещение площадью 400 кв. м во Франкфурте-на-Майне и несколько зданий.
Кто стоит за Adler Global, представитель «Карста» комментировать отказался. Представитель Adler Global не ответил на звонки и письменный запрос РБК.
Если властям Германии станет известно, что немецкая компания участвует в строительстве Керченского моста, то против нее могут применить санкции, предупреждает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. «Скорей всего, власти сперва в мягкой форме рекомендуют компании воздержаться от участия в проекте, но если она не послушается, то возможны заморозка счетов, ограничение возможности фондирования, запрет использования средств на счету и другие меры воздействия», — перечисляет Захаров.
Формально Евросоюз запретил европейским компаниям работать только на территории Крыма, то есть если они будут работать со стороны Тамани, возможно, нарушения нет, говорит юрист-международник Всеволод Миллер. По его словам, украинской ЕС считает территорию на 8 миль от берега Крыма, дальше санкции не распространяются.
По мнению Захарова, неважно, где физически будет работать компания — со стороны Краснодарского края или Крымского полуострова, риск санкций все равно велик. «Надо учитывать, что цель строительства — связать территории России и Крыма, который мировое сообщество не признает российским», — говорит юрист.
Представитель «Карста» отказался комментировать РБК риски акционеров, связанные с запретом европейским компаниям работать на территории Крыма.
Кто еще строит мост в Крым
«Стройгазмонтаж» был выбран без конкурса генподрядчиком строительства Керченского моста в январе 2015 года. Общая стоимость проекта — 228,3 млрд руб. Крупнейший субподряд — на 96,9 млрд руб. — от СГМ получил «Мостотрест». Также среди субподрядчиков — «Мостоотряд №75», «КраснодарГазСтрой» (входит в СГМ), «Мостдорстрой», «КБК-Групп», новосибирская «Фирма ДЕКО» и «ГидроПромСтрой».