Три вопроса о взятии Пальмиры
Сирийская армия после нескольких дней уличных боев к утру воскресенья полностью овладела городом Тадмор в провинции Хомс. До этого в течение десяти месяцев город и расположенные поблизости руины античной Пальмиры находились под контролем боевиков запрещенного в России «Исламского государства» (ИГИЛ). Освобождение Пальмиры от исламистов может стать одним из переломных событий в гражданской войне в Сирии, идущей уже шестой год.
Что значит взятие Пальмиры для войны с ИГИЛ?
И для правительства Башара Асада, и для «Исламского государства» Тадмор — важный стратегический пункт. Город расположен на шоссе, ведущем к берегам Евфрата, а оттуда — к Ракке, неофициальной столице халифата. Кроме того, здесь находится один из шести аэропортов Сирии, который до захвата города боевиками использовался правительственными силами под военные нужды.
Город находится почти в географическом центре Сирии, в центре пересечения основных дорог, связывающих восток и запад страны. Трассы связывают столицу страны Дамаск и Хомс с центром нефтедобывающей промышленности страны Дейр-эз-Зор, часть которого до сих пор удерживают осажденные исламистами правительственные войска. Рельеф в районе Тадмора также определяет важное значение населенного пункта: сам город находится во впадине, но вокруг него — высоты, с которых контролируются обширные территории, через которые проходят ключевые дороги. Наконец, Пальмира — это «связующий хаб между добывающими и транспортными мощностями всей сирийской газовой промышленности, ее перерабатывающими производствами и электростанциями, работающими на газе», — писал летом прошлого года эксперт Центра Карнеги Йезид Сайиг. Через город проходят магистральные газопроводы, соединяющие переработку на западе страны с месторождениями в провинциях Хасака и Дейр-эз-Зор.
В силу своего расположения Пальмира — единственная возможная логистическая база для движения на север — в Дейр-эз-Зор и Ракку, а со стороны ИГИЛ — в сторону Дамаска, говорит Николай Сухов из Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН. «Это очевидно выигрышная позиция, поэтому за этот пункт и велись такие бои», — объясняет он.
Контроль над главными дорогами облегчает поступление грузов в районы, присоединившиеся к перемирию и политическому процессу. Командование сирийских вооруженных сил уже заявило, что будет использовать Тадмор в качестве плацдарма для дальнейшего наступления на этих направлениях, передает в понедельник Reuters со ссылкой на сирийские государственные СМИ. В том же сообщении было объявлено, что после освобождения близлежащих территорий от боевиков открыт и аэропорт Пальмиры.
О значении Тадмора в военной операции говорит и тот факт, что боевики ИГ, взявшие город в мае прошлого года, уже к лету захватили почти половину территории Сирии. Потеряв Тадмор и Пальмиру, боевики ИГ потерпели самое серьезное поражение с момента объявления «Исламского государства» в 2013 году. С Пальмирой они «автоматически теряют контроль над огромной сирийской пустыней», — считает руководитель Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека Абдель Рахман, на которого ссылается Die Welt.«Возникает ощущение, что существование ИГИЛ в Сирии подходит к концу», — соглашается Сухов. По его мнению, поражение скажется на моральном духе исламистов: «Ухудшится имидж, снизится приток новой живой силы из-за рубежа, увеличится дезертирство».
Но поддерживаемая Западом вооруженная сирийская оппозиция с опаской отреагировала на успехи правительственных войск. «Я боюсь одного — прекращение огня позволит режиму Асада поглотить то, что остается от Сирии, освободив территории под контролем ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра» (террористическая организация, запрещенная в России. — РБК), — цитирует Reuters Рияда Нассана Агу, члена Высшего комитета по переговорам сирийской оппозиции. Режим прекращения огня между войсками Асада и оппозицией вступил в силу 27 февраля, с тех пор столкновения между сторонами практически сошли на нет. ИГИЛ не является участником мирных переговоров, и перемирие на ее боевиков не распространяется.
Что для освобождения Пальмиры сделала Россия?
Двухнедельное наступление правительственной армии под Пальмирой было осуществлено при поддержке группы российских ВКС. Перед первой наземной атакой, 9 марта, авиация России нанесла подготовительный авиаудар по позициям ИГИЛ, а в последующую неделю при поддержке российских самолетов и вертолетов отрядам Асада удалось отрезать один из путей снабжения террористов — шоссе, уходящее на север к деревне Иттрия. Кроме того, в ходе массированного двухстороннего наступления на город российские ВКС помогали контролировать пути снабжения и отхода ИГИЛ на северном и восточном направлениях.
Всего с 20 марта, по сообщениям Минобороны, группировка ВКС провела 121 боевой вылет в районе Пальмиры и нанесла более 400 ударов по объектам ИГИЛ, убив до 500 террористов.
Особую роль российских ударных вертолетов отметил представитель политуправления сирийской армии генерал Самир Сулейман. В интервью агентству Sputnik он сказал, что российские средства разведки и боевые вертолеты уничтожили засады террористов на высотах вокруг Пальмиры. Сулейман не уточнил, участвовали ли в наземной операции российские военные. Ранее руководитель сирийской кампании генерал-полковник Александр Дворников заявил, что в Сирии действуют наземные части сил специальных операций. В задачи этих подразделений входит доразведка объектов, наведение самолетов и «другие специальные задачи».
Кроме российской авиации в наступлении на Пальмиру использовалось российское вооружение, переданное сирийской стороне. Правительственная армия задействовала ракетные системы залпового огня «Ураган», тяжелые огнеметные системы «Солнцепек» и 122-миллиметровые гаубицы Д-30.
Вероятно, российская авиация продолжит оказывать поддержку правительственным силам в дальнейшем наступлении. Как сообщает Сирийский наблюдательный совет по правам человека (Syrian Observatory for Human Rights), российская авиация, при поддержке которой было развито нынешнее наступление правительственных войск, уже нанесла ракетно-бомбовые удары по объектам ИГИЛ вдоль автомобильных трасс к востоку от Тадмора.
Какие силы остались в Сирии?
После приказа президента Владимира Путина 14 марта вывести часть группировки российских ВКС из Сирии большая часть самолетов покинула расположение авиабазы Хмеймим в провинции Латакия. Согласно данным журнала Jane's Defence Weekly, российская группа сохранила ядро из бомбардировщиков Су-24 и дополнила имеющийся парк несколькими ударными вертолетами Ми-28Н и Ка-52. Журнал опубликовал спутниковый снимок, сделанный 20 марта, через пять дней после начала вывода российских войск из Сирии. На снимке отчетливо видны четыре многофункциональных истребителя Су-34, три новейших истребителя поколения «4++» Су-35, три истребителя Су-30, десять бомбардировщиков Су-24 и два вертолета Ка-52. Эксперты отмечают, что, возможно, это неполный состав группировки, так как в это время некоторые самолеты могут находиться на боевых вылетах.
Кроме авиагруппы на базе остались системы ПВО «Панцирь С-1», предназначенные для ближнего воздушного и наземного прикрытия, и зенитно-ракетный комплекс большой и средней дальности С-400. По оценкам экспертов, обслуживать и управлять имеющейся на базе техникой будут 200–300 человек гражданского персонала и около 2 тыс. военнослужащих.
Что осталось от Пальмиры?
После освобождения Пальмиры встал вопрос о восстановлении разрушенных джихадистами памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сохранившиеся с античности постройки уничтожались в рамках кампании ИГИЛ по борьбе с язычеством и идолопоклонством.
Первым объектом, взорванным ИГИЛ, стал храм финикийского бога Баал-Шамина времен Римской империи. Затем был разрушен храм Бэла, погребальные башни, в том числе наиболее сохранившаяся из них башня Елахбелла (начала II века), а затем и античная Триумфальная арка (конец II века). Историческая колоннада также была взорвана — перед взрывом к колоннам были привязаны приговоренные к смертной казни.
Храм Баал-Шамина
Храм финикийского бога Баал-Шамина (II век н.э.) времен Римской империи стал первым историческим памятником, разрушенным боевиками ИГИЛ (организация запрещена в России) в Пальмире. Фотографии заложенной в храме взрывчатки, момента взрыва и его последствий были выложены в соцсетях. ЮНЕСКО назвала уничтожение храма «военным преступлением»
Храм Бэла
Храм местного верховного бога Бэла был построен в I веке до н.э. Это одно из древнейших сооружений Пальмиры. После взрывов, устроенных боевиками ИГИЛ летом 2015 года, уцелела только арка главного входа. Гендиректор департамента древностей и музеев Сирии Маамун Абдулкарим предлагал установить копии этой арки на Трафальгарской площади в Лондоне и на Тайм-сквер в Нью-Йорке
Триумфальная арка
В октябре 2015 года боевики ИГИЛ частично разрушили Триумфальную арку (II–III век н.э.) и колоннаду. К колоннам перед взрывом привязали приговоренных к смерти. После взятия Пальмиры правительственными войсками глава департамента древностей и музеев Сирии Маамун Абдулкарим заявил о планах восстановить храм Баал-Щамина, храм Бэла и Триумфальную арку
Сейчас ЮНЕСКО только оценивает ситуацию, связанную с объектами культурного наследия в Пальмире, заявил РБК официальный представитель офиса ЮНЕСКО в Бейруте (отслеживает ситуацию в Сирии) Джад Мерхи. В сентябре 2015 года гендиректор департамента древностей и музеев Сирии Маамун Абдулкарим говорил, что восстановление объектов сирийского культурного наследия, разрушенных ИГИЛ, будет стоить «миллиарды долларов».
По словам гендиректора ЮНЕСКО Ирины Боковой, специалисты ЮНЕСКО отправятся в Пальмиру, как только это будет возможно с точки зрения безопасности. Совместно с сирийской стороной они должны оценить ущерб, причиненный памятникам. «ЮНЕСКО сделает все, что в ее силах, чтобы задокументировать разрушения Пальмиры», — заявила Бокова.
По словам Абдулкарима, работы по восстановлению древних памятников могут начаться в течение года, на них может уйти около пяти лет. Сирийские эксперты отправятся в Пальмиру уже сегодня, для того чтобы сфотографировать и задокументировать все разрушения, уточнил он. 80% руин наследия Пальмиры — «в хорошем состоянии», заявил Абдулкарим AFP.
27 марта в телефонном разговоре с Боковой российский президент Владимир Путин заверил, что представители российского воинского контингента будут участвовать в разминировании древней Пальмиры. В понедельник, 28 марта, гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что Эрмитаж готов оказать помощь в разработке проекта восстановления сирийской Пальмиры — музей предоставит материалы по истории Пальмиры и по российскому опыту реставрации культурных объектов. «Мы как хранители наследия Пальмиры — у нас большая пальмирская коллекция — поможем и изучить ситуацию, и дать рекомендации так, чтобы этот памятник стал памятником культуры и победы над фанатизмом, а не «новодельным» туристским объектом», — заявил Пиотровский ТАСС.
При участии Георгия Макаренко
Источники фото: Global Look Press, AFP, Getty Images, REUTERS2016, Валерий Шарифулин/ТАСС