ФРС притормозит со ставкой
Монетарные власти США будут проводить до конца этого года осторожную политику, дальнейшее повышение ключевой ставки будет происходить более медленными темпами, пообещала глава ФРС США Джанет Йеллен, выступая во вторник в Экономическом клубе Нью-Йорка.
«Я считаю уместным осторожное продолжение корректировки кредитно-денежной политики Федеральным комитетом по открытым рынкам (FOMC)», — заявила Йеллен. В середине марта ФРС сохранила процентную ставку по федеральным фондам в целевом диапазоне 0,25–0,50% годовых. В течение года ставка будет повышена только дважды, а не четыре раза, как планировалось еще в декабре, было решено на заседании 15–16 марта.
Постепенное увеличение ставок
В дальнейшем рост целевой ставки будет идти постепенно, но при этом Йеллен подчеркнула, что это не обязательный к исполнению план, а прогноз американского регулятора. В ФРС считают, что текущая монетарная политика соответствует целям по увеличению инфляции и повышению уровня занятости. ФРС продолжает ожидать дальнейших улучшений на рынке труда, умеренного экономического роста в среднесрочной перспективе и возвращения инфляции к целевому показателю 2% в течение ближайших двух-трех лет.
По словам Йеллен, с начала 2016 года данные макроэкономической статистики США производили смешанное впечатление. С одной стороны, с начала года в среднем ежемесячно создается по 230 тыс. рабочих мест, доля занятого населения выросла, а потребительские расходы росли. С другой стороны, на производство и экспорт негативно повлияли низкие темпы роста мировой экономики и значительное удорожание курса доллара по отношению к другим валютам с 2014 года. А в энергетическом секторе низкие цены на нефть привели к масштабным увольнениям.
Правда, от рынка труда Йеллен ждет позитивных новостей. За последний год безработица в Штатах стабильно падает, сократившись февраль к февралю с 5,5 до 4,9%. Этот показатель находится в рамках стратегии «нормального уровня», утвержденной ФРС в середине марта: колебание от 4,7 до 5,8% с медианным значением в 4,8%. Сейчас, утверждает глава ФРС, имеются причины для дальнейшего увеличения занятости.
Принимая в декабре решение о повышении ставки, ФРС предполагала, что падение цен на нефть и удешевление импорта заставит инфляцию держаться на низком уровне. Но сейчас, признает Йеллен, эти два фактора теряют свою силу, открывая дорогу умеренному повышению инфляции. В феврале индекс PCE (ценовой индекс личных расходов) вырос на 1% к февралю 2015 года, а за вычетом затрат на продукты и электроэнергию — 1,7%. В последующие два года рост цен может достигнуть 2%, но лишь в случае стабильного доллара и стабильных цен на энергоносители.
Эти процессы заставили ФРС пересмотреть свои прогнозы по росту эффективной ставки — к концу 2016 года ставка по федеральным фондам вырастет только до 0,9% (в декабре 2015 года ожидалось, что этот показатель достигнет 1,4%), а к концу 2017 года — до 1,9%. Усилия регулятора по управлению денежной массой направлены на то, чтобы привести эффективную ставку в соответствие с целевой, в условиях, когда эффективная ставка не растет, повышение целевой ставки признано нецелесообразным.
В целом глава ФРС отказалась давать прогнозы по будущему движению ключевой ставки именно по причине волатильности целевых показателей: «Например, никто не может предсказать, как быстро ослабнет влияние внешних сдерживающих факторов на экономику», — заметила она. Хотя в том, что «встречный ветер» утихнет, Йеллен уверена: только после этого речь может пойти о повышении ставки.
Риски для экономики
Среди основных внешнеэкономических рисков Йеллен назвала замедление экономики Китая. По ее словам, эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы рост китайской экономики замедлится в связи с изменением модели экономического развития КНР с инвестиционной на потребительскую и с переходом от экспорта ко внутреннему потреблению. Неясно, насколько гладко пройдет этот переход и как контролировать возможное появление финансовых сложностей в его ходе. Эту неопределенность усилила турбулентность на мировом финансовом рынке, возникшая из-за нового обвала на китайском фондовом рынке в начале года.
Еще один риск — низкие цены на сырье, прежде всего на нефть. Как поясняет Йеллен, для США как для крупнейшего импортера нефти низкие цены будут способствовать росту расходов и экономической активности в течение нескольких лет. Но для стран, экономика которых зависит от нефтяного экспорта, падение цен может привести к резкому урезанию расходов, а для энергетических компаний — к существенному сокращению доходов и увеличению сокращений. Дальнейшее снижение цен на нефть может привести к неблагоприятным последствиям для мировой экономики в целом, отметила она.
Помимо внешнеэкономической нестабильности важным внутренним фактором сдерживания Йеллен назвала производительность труда в США, которая с начала кризиса растет слабыми темпами (а в феврале 2016 года даже упала на 3% в годовом выражении).
По ее словам, в долгосрочной перспективе росту американской экономики будет способствовать ослабление действия ряда внешних сдерживающих факторов, таких как снижение деловой активности за рубежом, укрепление доллара, а также низкие темпы роста числа домохозяйств, не поспевающие за ростом населения и его доходов. Если действие этих факторов постепенно прекратится, нейтральная ставка по федеральным фондам вырастет, и в таком случае, при прочих равных условиях, будет целесообразно постепенно более или менее увеличить ставку.
Реакция рынков
По словам Йеллен, в марте рынки позитивно ответили на принятое месяц назад ФРС решение затормозить темпы повышения ставок. Столь же позитивно отреагировали они и на аккуратное выступление главы Федрезерва во вторник. Американские фондовые рынки, начавшие день с падения, а также золото и нефть пошли вверх, а курс доллара и доходность американских казначейских облигаций — вниз.
Индекс Dow Jones вырос на 0,31%, S&P 500 — на 0,3%, NASDAQ Composite — на 1,05%. Золото сразу же подскочило на 1,2%, до $1253,2 за тройскую унцию, на 20:20 мск оно торговалось по цене $1235,16 (+1,1%). Снижавшиеся на протяжении дня до 3% котировки основных бенчмарков после выступления Йеллен несколько отскочили, хотя и остались в красной зоне: майские фьючерсы марки Brent торговались в 20:20 мск на уровне $39,4/барр. (-2,16%), WTI — на уровне $38,54/барр. (-2,16%).
Как отмечает MarketWatch, следует ожидать дальнейшей реакции нефтяного рынка на замечание главы ФРС о том, что дальнейшее падение цен на нефть может негативно сказаться на темпах восстановления американской экономики. По ее словам, стоимость сырья достигла «уровня финансового перелома для некоторых стран и энергетических компаний».
Доходность казначейских облигаций с двух-, пяти- и десятилетним сроком погашения снизилась. Доходность пятилетних облигаций, например, снизилась до 1,335%, достигнув минимума с декабря прошлого года, десятилетних упала с зафиксированных в понедельник 1,87% до 1,844%. Доллар потерял на выступлении Йеллен 0,54%, на 19:40 мск пара евро/доллар торговалась на уровне 1,125. Курс доллара на вечерней сессии Московской биржи упал на рубль.