Четыре вопроса о выдаче украинцев
8 апреля российский Минюст сообщил, что поручил Федеральной службе исполнения наказаний подготовить документы для решения вопроса о передаче Украине четырех осужденных. Речь идет об Олеге Сенцове, Александре Кольченко, Геннадии Афанасьеве и Юрии Солошенко. Поручение было дано в связи с обращением украинского Минюста от 10 марта, пояснили в российском ведомстве.
Кого просит выдать Украина?
Трое из фигурантов возможной передачи были осуждены по так называемому делу о крымских террористах: режиссер Олег Сенцов был приговорен к 20 годам строгого режима и этапирован в Якутию, активисты Александр Кольченко и Геннадий Афанасьев получили по десять и семь лет тюремного заключения соответственно.
Не принявшие российское гражданство Сенцов, Кольченко и Афанасьев обвинялись в том, что в апреле 2014 года (уже после присоединения Крыма к России) подожгли офисы организаций «Русская община Крыма» и местного отделения «Единой России», а также планировали взрывы в ночь на 9 мая у Вечного огня и памятника Ленину в Симферополе. Обвинение квалифицировало, а суд подтвердил, что их действия являлись террористическими. ФСБ настаивала на том, что все задержанные являются членами запрещенной в России организации «Правый сектор».
Дело Сенцова сразу стало рассматриваться на Украине как политическое, а в его защиту высказались не только правозащитники, но и кинематографисты: режиссеры Аки Каурисмяки, Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси, Вим Вендерс и Никита Михалков. Российский правозащитный центр «Мемориал» объявил его и других фигурантов этого дела политическими заключенными.
Президент Украины Петр Порошенко говорил о Сенцове и других задержанных в России, в том числе Надежде Савченко, в ходе большинства встреч с международными партнерами и с трибуны Генеральной ассамблеи ООН. Европарламент после оглашения приговора призвал создать санкционный «список Сенцова». В этом году Сенцов стал лауреатом Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко и вместе с Кольченко был удостоен национального ордена Мужества первой степени.
Задержание, арест и суды над Сенцовым, Кольченко и другими украинцами стали причиной и гражданской блокады Крыма, организованной крымско-татарскими активистами в сентябре прошлого года и продолжающейся до сих пор. Они призывают вернуть их на Украину, выдвигая это требование в качестве одного из условий прекращения блокады.
Еще один человек, о выдаче которого попросила Украина, — бывший директор украинского оборонного завода «Знамя» Юрий Солошенко — был осужден за шпионаж в пользу Украины и приговорен Мосгорсудом к шести годам колонии строгого режима.
Согласится ли Россия на выдачу?
Получив поручение Минюста, ФСИН должна проверить наличие или отсутствие оснований, препятствующих передаче украинских осужденных. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, помешать выдаче, например, может тот факт, что на родине осужденного будут преследовать по дополнительным статьям, не указанным в запросе.
Другое возможное препятствие — вопрос о гражданстве. Сенцов, Афанасьев и Кольченко считают себя гражданами Украины, отмечает адвокат последнего Светлана Сидоркина. Но все трое жили в Крыму и после его вхождения в состав России автоматически стали россиянами. Чтобы сохранить украинское гражданство, они должны были отказаться от российского, но этого не произошло. При этом новые паспорта осужденные тоже не получили.
На следствии обвиняемые считались россиянами, но Северо-Кавказский окружной военный суд при вынесении приговора не отрицал их украинское гражданство. Элла Памфилова, занимавшая в то время пост уполномоченного по правам человека, в своем докладе также признала осужденных именно украинцами.
Адвокат Сенцова Дмитрий Динзе ранее отмечал, что, с точки зрения Генпрокуратуры, «у Сенцова де-факто имеется двойное гражданство — он является гражданином Украины и России в силу федерального конституционного закона, который был принят по Крыму».
Вопросы выдачи осужденных решаются на основании Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 года и УПК России, ответил Минюст в ответ на запрос РБК. Россия и Украина должны обменяться пакетом документов, которые в том числе предусматривают, что решение российского суда будет признано Киевом, а приговор исполнен. Если Украина объявит о намерении освободить осужденных, то в соответствии с УПК это станет основанием для отказа в выдаче (ст.471 УПК).
После того как российский ФСИН изучит все основания, он отправляет представление о передаче осужденного в суд. Окончательное решение о выдаче будут принимать российские суды, подчеркнул в пятницу представитель Минюста.
Почему Украина не просит вернуть Надежду Савченко?
В пятничном «списке Минюста» нет одного из самых известных осужденных российским судом гражданина Украины — летчицы Надежды Савченко, приговоренной в марте к 23 годам колонии по обвинению в причастности к гибели российских журналистов. После вынесения ей приговора Порошенко говорил, что готов обменять ее, а СМИ неоднократно сообщали о якобы начавшихся переговорах о возвращении Савченко на родину. Руководитель администрации президента Сергей Иванов говорил, что передача Савченко украинской стороне теоретически возможна, но окончательное решение — за президентом России.
Запрос о выдаче может направляться только после вступления приговора в силу. Для четырех человек, которых Украина включила в запрос от 10 марта, это уже произошло, объяснил РБК глава украинского центра обмена пленными «Офицерский корпус» Владимир Рубан. Приговор по Савченко вступил в силу только 5 апреля, говорит он.
Рубан полагает, что украинская сторона уже обратилась к российскому Минюсту с просьбой выдать Савченко. Сотрудник пресс-службы Министерства юстиции Украины не смог сказать РБК, так ли это. 7 апреля министр юстиции Украины Павел Петренко сообщал, что Минюст пока не вовлечен в переговоры об освобождении Савченко, они проходят «на дипломатическом и политическом уровне».
Может ли это стать началом обмена?
Украинские политики постоянно говорят о возможности возвращения на родину украинцев, задержанных в России, по процедуре обмена.
Украинская сторона настаивает на том, что это предписано минскими соглашениями, в которых есть пункт об обмене «всех на всех». В этом Киев поддерживают и некоторые западные партнеры. Госсекретарь США Джон Керри во время мартовского визита в Москву также призывал передать Украине Савченко в связи с обязательствами Москвы по минским соглашениям.
Но Москва не считает себя стороной конфликта и потому считает требования об обмене безосновательными. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков не раз указывал на то, что освобождение Савченко не имеет никакого отношения к минским соглашениям.
Возможно, формально возвращение украинцев на родину будет оформлено как выдача, а по факту будет проведен их обмен, например на россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева, допускает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. В Киеве их называют «бойцами ГРУ». Такого развития событий с самого начала процесса над ними не исключали адвокаты россиян.
Глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов в пятницу заявил, что запрос о передаче Украине четырех осужденных может быть удовлетворен. Но тогда, по его мнению, домой должны вернуться и Александров, и Ерофеев. «Я полагаю, что это вопрос не столько юридический, сколько политический, — заявил в пятницу Федотов. — И, безусловно, это должна быть дорога с двусторонним движением. Я думаю, что именно успех переговорного процесса в рамках минских соглашений как раз может привести к тому, что подобные запросы будут удовлетворены и домой вернутся не только украинцы, но и наши соотечественники, в частности Александров и Ерофеев. Хотелось бы, чтобы это получилось» (цитата по «РИА Новости»).
По данным Службы безопасности Украины, обнародованным в пятницу, с начала украинской антитеррористической операции на юго-востоке в суды были направлены обвинительные акты в отношении 32 граждан России в связи с событиями в Донбассе, восемь россиян уже осуждены. В марте пресс-служба российского Минюста сообщила ТАСС, что ведомства двух стран уже рассматривают обращения о передаче 13 российских граждан, осужденных судами Украины.
Представитель Минюста России заявил РБК, что вопрос обмена граждан не входит в компетенцию ведомства. Без ответа остался и вопрос о том, направлялся ли Москвой запрос о выдаче кого-либо из граждан России, которые сейчас находятся в заключении на Украине.