Почему предприниматели-перфекционисты проигрывают
Греф и лузеры
В начале 2016 года на Гайдаровском форуме Герман Греф буквально парализовал внимание огромного числа политиков и экономистов. Он вынес на массовое обсуждение термин Agile. «Те, кто не освоят Agile сегодня, в текущих бизнес-процессах, будут лузерами завтра», — невозмутимо заявил Греф собравшимся в зале, как следует не пояснив, что же это, собственно, такое.
Программисты знают: Agile — это гибкая методика разработки программных продуктов небольшими командами. Она ориентирована на разделение большой задачи на мелкие и быстрое их выполнение с помощью коротких итераций. При этом Греф в своем докладе утверждал, что тот же принцип нужно применять не только в IT, но и в организации любых процессов — как в бизнесе, так и в общественной жизни.
Главной причиной стала скорость развития технологий, которая не дает довести до идеала ни один проект. Как только вы заканчиваете работу над каким-нибудь продуктом, он тут же начинает устаревать, если еще не устарел, пока вы над ним работали. Оставаться конкурентоспособным можно только в ритме постоянных изменений, и производить их нужно с невиданной раньше скоростью, к которой общество уже привыкает, хотя и не успело как следует адаптироваться.
Тема Agile всплыла, когда Сбербанк создал централизованную платформу для всех своих отделений на основе решений Oracle, Microsoft и других IT-гигантов, но к моменту запуска эта система уже устарела. Греф это признал, и систему пришлось совершенствовать. В 2015 году «Сбербанк-Технологии» провели 27 тыс. изменений IT-платформы, а в 2016 году собираются сделать 41 тыс. изменений. Пять лет назад программисты Сбербанка проводили 500–600 изменений системы в год, и налицо огромный прогресс, но с передовыми компаниями IT-отрасли им не сравниться — Amazon, например, делает 10 тыс. изменений своей платформы в день.
Греф справедливо рассудил, что не только программисты, но вообще весь Сбербанк должен работать по тем же принципам, без этого быстрые перемены невозможны. «Вот руководитель крупной хедхантинговой компании сидит на ступеньках, ноги поджал, — сказал Греф посетителям форума. — Примерно то же самое мне нужно делать в своей компании, чтобы все менять». Что имел в виду Греф? Прежде всего, нужно отказаться от привычки долго готовиться, прежде чем что-то сделать, и решать задачи пусть не идеально, но сразу как только возможно. Если долго искать место — прослушаешь выступление, но можно просто войти в зал, быстро сесть на ступеньки и выслушать все, за чем пришел.
Малый и быстрый
Случается, что мелкие предприниматели, далекие от IT и интернета, интуитивно применяют технологии Agile. Владелец маленького бюджетного кафе открывает заведение сразу же, с недоработанным ассортиментом и наспех оформленным интерьером, а потом потихоньку улучшает. Конечно, он поступает так от недостатка средств, но его подход, как ни странно, очень современный. Он стал обязательным условием для успешного ведения дел в любой другой сфере бизнеса.
Долго работать над запуском и выдавать законченный продукт — самая большая ошибка предпринимателя. Я знаю одну строительную компанию, лидирующую на своем рынке, которая уже около двух лет работает над своим интернет-магазином. Они быстро сделали сайт-визитку и с тех пор «вычищают» каталог. Я говорю им: начните торговать с тем, что есть. Они отвечают: не можем, у нас же сотни тысяч позиций. На самом же деле запустить магазин нужно было сразу, и потом каждую неделю пополнять ассортимент. Пытаясь за год или два создать идеальный продукт, вы получите «дрова», которые можно выкинуть сразу, потому что вы слишком затянули время.
Работая над системой управления сайтами, мы хорошо знаем ожидания пользователей интернет-магазинов, и про принципы Agile мне проще всего рассуждать на примере е-commerce. Так вот, запуская интернет-магазин еще в 2014 году, вы могли не делать адаптивную версию сайта и ограничиться обычной. Год спустя, в 2015 году, у вас уже не получилось бы игнорировать тот факт, что мобильные пользователи интернета скоро составят большинство, и адаптивная версия сайта уже стала хорошим тоном. Теперь, в 2016 году, именно с нее и надо начинать, а десктоп-версию создавать, только если успеваешь. За два года привычки и потребности клиентов изменились полностью, и даже за год работы над сайтом вы бы не попали в их ожидания. Вывод: запускайтесь как можно раньше, а все доработки сделаете потом, в формате коротких итераций, с оглядкой на реакцию клиентов.
Приведу пример, ставший хрестоматийным: когда в компании «Эльдорадо» решили сделать интернет-магазин, топовые руководители, включая генерального директора, совещались несколько часов — спорили, ругались, смотрели сайты похожих компаний на западе. И все это еще на этапе утверждения дизайна. В конце концов, как вспоминает один из участников встречи, гендиректору все это надоело. Он попросил вывести на экран скриншот интернет-магазина Best buy и сказал все точно скопировать и через три месяца запустить, а если не получится — готовиться к увольнению. Все вопросы к дизайну сразу рассосались, интернет-магазин открылся 1 сентября 2006 года с кучей «глюков», но к концу года уже торговал без проблем и на новогодних продажах окупил затраты на разработку. Уже через полгода после запуска вышла новая версия дизайна, потом еще одна и так далее — сайт все время дорабатывался и дорабатывается до сих пор.
Толкай и властвуй
Все это похоже на биологию: есть гены, но этапы развития организма и индивидуальности сильно зависят от внешних условий. Когда мы запускали «Битрикс24» термин Agile еще не был настолько известен, как сейчас, и мы пользовались собственным названием для этой технологии — «метод кратковременных направленных толчков». Но суть его была такой же: первый релиз «Битрикс24» мы выкатили быстро, он был сырым и недоделанным, а потом — раз в полгода — мы выпускали новый релиз с дополнениями и доработками.
Когда вы открываете интернет-магазин, то через четыре, а максимум через шесть месяцев начинайте продавать, даже если вам не нравится дизайн и есть ошибки. Выдерживать итерации раз в четыре месяца в нашей стране получается наиболее органично (что первое время и делал интернет-магазин «Эльдорадо»). Первый такой период — с января по апрель: в начале января работать не получится, но можно строить планы, а со второй половины января по апрель — работать. Второй период — с мая по август: в первой половине мая также можно только планировать, но потом работаешь до августа, когда снова наступает спад деловой активности. Наконец, третий период — с сентября по конец декабря.
Разрабатывайте интернет-магазин за один такой период и открывайтесь сразу, как только сможете, с табличной бета-версией на главной странице. Не стесняйтесь: мы вступили в эпоху бета-версий, и законченных продуктов больше нет. Недавно я заказывал кофе в офис, и в заказе было вложено письмо, где были фотографии сотрудников и короткие истории к ним — кто из сотрудников и как улучшил работу кофейни за последнюю неделю. Показывать клиентам, что вы постоянно меняетесь и развиваетесь, гораздо важнее долгой работы над «идеальным» продуктом. В любом случае в моем опыте еще ни разу не было такого, чтобы компания, открыв проект, ничего не переделала в первые три-четыре месяца его работы.
С масштабами бизнеса, как у «Эльдорадо», повезло не всем, а Сбербанк — и вовсе уникальная организация, так что месяцы работы могут показаться слишком долгим сроком. Тогда достаточно наметить большую цель и двигаться к ней итерациями, которые измеряются неделями или вообще днями — тут главное сохранить принцип. Например, маленький интернет-магазин за одну итерацию может решать одну проблему и запускать одну новинку, оценить работу по двум противоположным показателям — конверсии и удовлетворенности клиентов, и если оба показателя растут, значит, вы двигаетесь правильно. Начинайте следующую итерацию и двигайтесь к большой цели, после которой, конечно же, будет новая.