Зачем России телемедицина
На минувшей неделе на официальном портале для обсуждения законодательных инициатив regulation.gov.ru появился проект закона о телемедицине, подготовленный Минздравом. Появление понятия «телемедицинские технологии» в тексте закона — заметный прогресс для российского здравоохранения и медицинских стартапов. Вместе с тем закон ограничивает применение телемедицины внутри лишь простейших предварительных консультаций между врачом и пациентом. Фактически это закрывает возможности для дальнейшего развития и услуги, и телемедицинских технологий в России.
Есть и другое видение. В альтернативной версии законопроекта, разработкой которой занимается Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) вместе с Институтом развития интернета, «Яндексом» и комитетом Думы по информационным технологиям, предлагается обозначить понятие телемедицинских технологий рамочно, чтобы впоследствии по мере изучения различных технологий Минздрав мог поэтапно разрешать те или иные технологии и услуги при лечении заболеваний. Почему это так важно для нашей страны и ее жителей?
Эволюция медицины
В ХХ веке основным драйвером медицины стало развитие фармацевтики, в частности появление биомедицинских препаратов и терапии онкологических заболеваний, а также усовершенствование методов диагностики и высокотехнологичных хирургических тактик. Сегодня все больший вклад в улучшение качества медицинской помощи и увеличение продолжительности жизни пациентов вносит телемедицина, решения которой находятся на стыке здравоохранения и потребительских технологий.
Телемедицинские решения уже позволяют собирать информацию для клинических исследований, анализировать данные о пациенте и обмениваться ими для постановки более точного диагноза, а также налаживать операционные процессы в системе здравоохранения. Например, в США возможность собирать медицинские онлайн-консилиумы и быстрый обмен информацией о пациенте отменяют необходимость транспортировки тяжелобольных из одной реанимации в другую или иные отделения. Это экономит около 0,5 млрд долл. ежегодно — внедрение телемедицинских технологий сократило количество перевозок больных в США с 2,2 млн до 1,4 млн.
Но основное назначение телемедицины — создавать людям комфортные и безопасные условия жизни: оперативно отслеживать изменения в организме, не допускать возникновения осложнений или критических ситуаций. Пациент не только получает доступ к высококлассным специалистам центральных клиник и врачам, но и экономит на транспортных расходах и сокращает время на дорогу.
Некоторые заболевания лечить без визита к врачу просто опасно, тогда как другие после постановки четкого диагноза можно лечить и удаленно. Человек, например, с диабетом не нуждается в систематическом посещении врача, но, с другой стороны, нуждается в постоянном наблюдении. С помощью различных портативных диагностических устройств, отслеживающих уровень сахара, рацион и физические нагрузки, врач может по полученным данным удаленно скорректировать терапию. Подобная механика применима для большинства хронических заболеваний. Именно возможность контролировать ход лечения больных с хроническими и тяжелыми заболеваниями — одно из основных преимуществ телемедицины наряду c онлайн-консилиумами, которые выделяет международное врачебное сообщество.
Экономия и контроль
Европейский рынок здравоохранения сегодня в целом переживает бум телемедицины. В начале 2000-х годов в Европе был фактически завершен процесс создания систем, позволяющих обеспечить каждого человека медицинскими услугами дома. Сейчас уровень проникновения этой технологии на рынок составляет около 30%, а к 2020 году, по прогнозам экспертов, достигнет 50%. При этом дистанционные медицинские услуги внедряются в различные области здравоохранения: радиологию, общую патологию, дерматологию, лабораторную диагностику, психиатрию, гастроэнтерологию, кардиологию и во многие другие жизненно важные нозологии. Также дистанционное здравоохранение позволило решить вопрос с доступностью медицинских услуг в сельских районах, регионах с ограниченной доступностью медицинских услуг и существенно сократить время лечения и пребывания в стационаре.
Так, например, в Нидерландах внедрение технологий телемониторинга за пациентами, страдающими хроническими сердечными заболеваниями, позволило уменьшить количество госпитализаций на 64%, амбулаторных посещений — на 39%, время госпитализации — на 87%. В 2015 году в Штатах, по статистике Американской телемедицинской ассоциации, проведение дистанционных консультаций, мониторинга и корректировки лечения сокращает число койко-дней на 25%, количество госпитализаций — на 19%, количество обращений за очной консультацией — на 70%. То есть пациент не только быстрее и качественнее получает медицинскую помощь, экономя время (и деньги) на дороге и консультациях, но и не попадает на больничную койку с развившимся до тяжелых форм заболеванием.
Все это значительно улучшает качество жизни пациента при сокращении расходов на здравоохранение, что также немаловажно в условиях распространения неинфекционных заболеваний и старения населения. В Европе на борьбу с хроническими возрастными заболеваниями уходит 70% всех расходов, в Штатах эта цифра достигает 80%.
Телемедицина есть, законодательства нет
На текущий момент Россия находится только на полпути к внедрению телемедицинских технологий: развиваются медицинские информационные системы (МИС), популяризируются дистанционные консилиумы. Так, общее количество медицинских организаций, подключенных к интегрированной электронной медицинской карте (ИЭМК), по состоянию на конец 2015 года уже приближается к 6 тыс. из 20 тыс. медицинских организаций.
Сегодня на российском рынке существуют разработки, которые могли бы позволить оказывать телемедицинские услуги и самим гражданам. По результатам последнего набора в акселератор ФРИИ около половины всех «медицинских» заявок подали стартапы, разрабатывающие решения в области телемедицины, — 76 из 154 команд. На международном рынке телемедицинские решения также появляются все чаще, к 2020 году этот рынок может утроиться и превысить 0,5 млрд долл.
Однако дистанционное консультирование пациентов посредством интернета еще не закреплено в российском законодательстве: пациент согласно закону может получить медицинскую помощь дистанционно только по месту вызова бригады скорой помощи, в транспортном средстве при медицинской эвакуации. Поэтому в законопроекте мы с партнерами решили сделать также акцент на легитимизацию оказания медицинской помощи пациенту (так называемое оказание телемедицинских услуг по направлению «врач — пациент»).
Законопроект также устанавливает важные положения, касающиеся возможности проведения дистанционного консультирования врачом местного фельдшера. Сейчас же, например, между врачом и фельдшером проводить консультации в рамках правового поля невозможно. Хотя в России большое количество населенных пунктов, в которых расположен только фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). И людям, проживающим в таких населенных пунктах, получить быструю качественную медицинскую помощь становится очень трудно.
Фельдшер оказывает доврачебную помощь, то есть проводит те же манипуляции, что и врач скорой помощи, — например, сердечно-легочную реанимацию, автоматическую дефибрилляцию и интубацию трахеи. Также он может проводить диагностику и назначать лекарственную терапию. Но при этом фельдшер не обладает необходимым набором компетенций для диагностики и лечения всех заболеваний, в сложных случаях он отправляет больного к специалисту в районный центр или республиканскую больницу. Это требует порой существенных затрат на дорогу, а самое главное — влечет потерю времени, что может очень негативно сказаться на состоянии здоровья пациента. Потому важно, чтобы фельдшер мог консультироваться с врачами дистанционно и, как следствие, у каждого пациента в деревне в рамках ФАП была возможность онлайн-приема с необходимыми врачами — кардиологами, терапевтами, лорами и другими специалистами.
Телемедицина не является панацеей от всех проблем российского здравоохранения, но от ее внедрения выиграет пациент, который получит доступ к квалифицированной и качественной медицинской помощи. Кроме того, технологии в области дистанционных медицинских услуг позволят существенно сократить расходование средств бюджетов всех уровней, решить проблемы неравномерного распространения высокотехнологичного оборудования и распределения квалифицированных специалистов.