Бизнес останется под наблюдением
На финишной прямой
Согласование основных положений законопроекта «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ», который по замыслу должен четко определить правила взаимодействия контролирующих органов и предпринимателей и снизить административное давление на бизнес, находится в финальной стадии, рассказали РБК два участника обсуждений со стороны деловых ассоциаций. Законопроект будет внесен в правительство 1 августа 2016 года, сейчас Минэкономразвития проводит совещания с представителями делового сообщества для урегулирования имеющихся у бизнеса замечаний к законопроекту, сообщила РБК пресс-секретарь Минэкономразвития Елена Лашкина.
Актуальная версия законопроекта обсуждалась 11 июля на совещании в Минэкономразвития, рассказали два собеседника РБК, участвующие в обсуждении. К законопроекту у крупного бизнеса есть ряд существенных замечаний, следует из заключения РСПП на документ. «РСПП направил свои замечания к законопроекту. Он еще дорабатывается. Рассчитываем, что наши замечания будут учтены при доработке», — сказал РБК вице-президент РСПП Александр Варварин.
На следующей неделе законопроект обсудят на площадке правительственной комиссии по проведению административной реформы, знает один из участников обсуждения.
Повод найдется
Как ранее сообщал РБК, основным инструментом административного контроля над бизнесом остаются внеплановые проверки, и они растут в арифметической прогрессии, жаловалась президенту России Владимиру Путину «Опора России». По данным Минэкономразвития, доля внеплановых проверок в их общем количестве растет с 2013 года и по итогам 2015 года достигла 59%. Данных по первому полугодию 2016-го в министерство еще не поступало, сообщила представитель Минэкономразвития. В рамках контроля со стороны федеральных органов «второй год подряд количество проверок сокращается», но по региональным и муниципальным проверкам есть рост, обусловленный введением в 2015 году нового лицензирования (лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) и увеличением количества проверок в рамках земельного надзора, уточняет Лашкина, не приводя абсолютных цифр.
Теперь, пишет РСПП, у проверяющих могут появиться новые основания для внеплановых проверок. Одно из них — мотивированное представление по итогам контроля «без взаимодействия с гражданином и организацией». Перечень таких проверок ограничен: в частности, это осмотры особо охраняемых природных территорий, судов, железнодорожного транспорта, измерения в рамках государственного экологического мониторинга, измерение параметров работы объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и ряда других. Еще один повод — выявление параметров деятельности, соответствующих или, напротив, отклоняющихся от индикаторов риска.
Эти основания не требуют согласования проведения проверки с органами прокуратуры, что фактически дает возможность контролерам проводить внеплановые проверки по своему усмотрению, говорится в замечаниях РСПП. Чтобы избежать этого, РСПП предлагает предусмотреть предварительное согласование с прокуратурой проверок по этим новым основаниям.
Наблюдать, но не спрашивать
Законопроектом вводятся несколько новых видов контрольных мероприятий, включая рейдовое обследование, контрольную закупку, наблюдение, мониторинг и ряд других. По итогам наблюдения контролирующие органы могут привлечь компанию или предпринимателя к ответственности за выявленные нарушения сразу — без проведения последующей проверки. А в случае с мониторингом это возможно только после того, как будет проведена внеплановая проверка — ее надо будет согласовать с органами прокуратуры. Но, как замечает РСПП, по существу наблюдение и мониторинг — очень схожие виды. Контролеры могут злоупотреблять «наблюдением» в ущерб более мягкому «мониторингу», опасается РСПП, а чтобы этого не было, предлагает Минэкономразвития, сделать для этих двух видов контроля единый принцип привлечения к ответственности.
В РСПП также обеспокоены тем, что законопроект в его текущей версии дает проверяющим право во время мониторинга или наблюдения опрашивать руководителей и любых сотрудников организации. РСПП хочет, чтобы этого права у них не было, иначе контрольные органы при желании могут превратить наблюдение или мониторинг в неофициальную выездную проверку.
Нет четкой регламентации, в какие сроки контролирующие органы должны вернуть изъятые документы и технику у компании. Сроки обсуждаются, на совещании предлагалось ограничить их пятью днями, указывает Варварин.
Кто понесет расходы
Еще одно опасение бизнеса связано с возможными дополнительными расходами, которые компании могут понести в случае, если контрольные органы в ходе проверки решат назначить экспертизу и привлечь экспертную организацию. Расходы зависят от объема работы и вида экспертизы. Но в законопроекте не указано, за чей счет это должно проводиться. Бизнес предлагает прописать отдельно, что расходы по привлечению экспертов должны нести именно проверяющие организации.
«Деловая Россия» со своей стороны формирует список замечаний, которые будут отправлены в Минэкономразвития позднее, сообщил РБК член генсовета этой организации Михаил Розенфельд. Основные замечания, по его словам, связаны с тем, что законопроект по логике вещей должен был бы завершить фиксацию реформирования контрольной отрасли, но в реальности не решает проблемы тотального контроля, указывает он. В частности, некоторые виды контроля, регулирующиеся специальными законами, оказываются вне заявленной единой национальной системы управления рисками. Никак не сопряжены в единую модель системы управления рисками разных министерств. Единой методологии оценок риска нет. Поэтому комплексных проверок не станет, «вновь вернемся к ситуации, когда число проверяемых субъектов будет расти», опасается Розенфельд.
Президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин считает, что необходимо кратно сократить количество плановых и внеплановых проверок по сравнению с уровнем 2016 года, говорится в сообщении, поступившем в редакцию РБК.
«Опора России» в настоящее время готовит замечания по законопроекту, сообщил РБК вице-президент организации Владислав Корочкин.