Интерпол перестал искать Леонида Невзлина
Комиссия Интерпола по контролю за данными на закрытом заседании 29 июня 2016 года пришла к выводу, что уголовное преследование Невзлина в России носило «преимущественно политический характер», и на этом основании рекомендовала генеральному секретариату Интерпола в Лионе удалить всю информацию о бизнесмене. 4 августа секретариат исполнил эту рекомендацию, а 10 августа уведомил представителей Невзлина и все национальные центральные бюро Интерпола в 190 странах о том, что бизнесмен больше не входит в так называемый Красный циркуляр (Red notice). У РБК есть копии соответствующего решения Интерпола и официального письма из штаб-квартиры организации, удостоверяющие, что Невзлин больше не разыскивается по линии Интерпола. Информацию об отмене ордера подтвердил РБК и сам Невзлин.
В штаб-квартире Интерпола на момент публикации не ответили на запрос РБК. Представитель Национального центрального бюро Интерпола в России переадресовал запрос в Министерство внутренних дел, МВД на момент публикации не ответило.
Невзлин, давний партнер крупнейшего акционера ЮКОСа Михаила Ходорковского, в конце 2003 года получил гражданство Израиля и переехал туда жить. В январе 2004 года он был объявлен российской Генпрокуратурой в международный розыск. Бизнесмена обвинили в хищении и уклонении от уплаты налогов, позднее к этому добавились обвинения в организации убийств и покушений. В 2008 году Московский городской суд заочно приговорил Невзлина к пожизненному лишению свободы.
С 2005 года в отношении Невзлина действовал «Красный циркуляр» Интерпола, для многих стран равнозначный международному ордеру на арест. «Красный циркуляр» фактически служит черной меткой: разыскиваемого могут задержать в любой стране и выдать правоохранительным органам той страны, которая объявила фигуранта в розыск, если между соответствующими государствами есть соглашение об экстрадиции. Нахождение в списках Интерпола также может служить для банков основанием закрыть счета такого лица или отказать ему в предоставлении финансовых услуг.
Бизнесмен ходатайствовал об исключении из списков Интерпола в 2005, 2007 и 2013 годах, но только на четвертый раз комиссия приняла его сторону. В новой жалобе, поданной в августе 2015 года, Невзлин ссылался на то, что Интерпол уже отменил ордера в отношении других лиц, связанных с «делом ЮКОСа» в России, следует из материалов, имеющихся в распоряжении РБК. Кроме того, он доказывал, что судебные процессы против него в России были «политически мотивированными» и не отвечали принципам справедливого разбирательства.
Комиссия Интерпола приняла во внимание последние решения международных судов, признавших, что права ЮКОСа, его бывших топ-менеджеров и акционеров были нарушены (в частности, решения ЕСПЧ, вынесенные в 2013 и 2014 годах, и вердикт Гаагского арбитражного трибунала в июле 2014 года). Она указала на «существенные сомнения в том, что преимущественно политически мотивированные дела в отношении ходатайствующего лица (Невзлина. — РБК) были основаны на верховенстве права», следует из текста решения комиссии, с которым ознакомился РБК. Конституция Интерпола запрещает организации вмешиваться в дела «политического характера», но раньше Интерпол не усматривал политической мотивированности в деле Невзлина.
«Я не могу сказать, что я был сильно зажат [в передвижениях] из-за Интерпола, но я мог ездить в ограниченное число стран, в том числе для защиты своих интересов против требований России. Сейчас это количество стран расширилось. Я стал более свободен в передвижениях», — сказал РБК Невзлин в среду.
В частности, по его словам, из-за «Красного ордера» Интерпола при каждой поездке в Европу «требовалась длительная проработка защиты от российских властей». «Я никогда не боялся и не боюсь, что попаду под суд об экстрадиции в любой нормальной западной стране. Но я не могу позволить себе потратить время на подобные разбирательства: они могут занять от полугода до двух лет», — говорит Невзлин.
Сейчас 56-летний Невзлин является бенефициаром трех трастов, владеющих 67% холдинговой компании GML (бывшая Group Menatep Limited), которая контролировала ЮКОС. После своего ареста Ходорковский безвозмездно передал Невзлину права на крупнейшую долю в GML. В 2014 году эта холдинговая компания выиграла в Гаагском арбитраже дело против России: арбитраж присудил структурам GML более $50 млрд компенсации за развал ЮКОСа. Невзлин признавал, что является главным выгодополучателем от этого вердикта. «Все, что принадлежало Ходорковскому или управлялось Ходорковским, теперь принадлежит мне», — говорил Невзлин в интервью израильскому «9-му каналу» в 2014 году. Россия отказалась признавать решение арбитража и в апреле 2016 года добилась его отмены Гаагским окружным судом. Однако GML обжаловала отмену в местном апелляционном суде — процесс, вероятно, займет еще несколько лет.
Невзлин сказал РБК, что надеется на то, что решение Интерпола, который признал «политический характер» его приговора в России, будет использовано в судебных процессах GML против России.
Российские власти могут теоретически попытаться повторно внести Невзлина в «Красный циркуляр», но «каждый тезис из заключений Интерпола о том, что дела господина Невзлина политически мотивированы и не соответствуют надлежащим правовым процедурам, будет равным образом применен к любой попытке России переиздать ордер», сказал РБК адвокат Невзлина Роберт Энделман из чикагской юрфирмы A&G Law, представлявший интересы бизнесмена перед комиссией Интерпола. «Мы не верим, что Интерпол проигнорирует свои собственные выводы, построенные на тщательном и детальном анализе, и допустит переработанный запрос о «Красном ордере», — сказал Энделман.