Лента новостей
Путин заявил о ведении переговоров о возвращении западных компаний 02:03, Новость В Италии поручили вызвать посла России из-за критики президента 01:36, Новость Российский вратарь отбил пенальти и вывел клуб в 1/4 финала Лиги Европы 01:34, Статья Мирра Андреева победила украинку в четвертьфинале турнира в Индиан-Уэллсе 01:24, Статья Путин поговорил с наследным принцем Саудовской Аравии 01:18, Статья Пашинян заявил, что признание геноцида армян не является приоритетом 01:05, Новость США не продлили лицензию на расчеты за энергоресурсы России 00:58, Статья Захарова назвала «гнилым лицемерием» выступление Подоляка на русском 00:32, Новость CBS сообщил о введении администрацией Трампа санкций против России 00:10, Статья Бизнес начал возвращать «забытую» практику выплат премий 00:00, Статья Bloomberg узнал о снятии санкций ЕС с троих россиян по требованию Венгрии 13 мар, 23:46, Статья Журналист «Коммерсанта» попал под обстрел в Суджанском районе 13 мар, 23:41, Новость Во Франции приняли резолюцию об изъятии активов России для помощи Украине 13 мар, 23:10, Новость Зеленский оценил слова Путина о согласии на перемирие 13 мар, 23:00, Статья В Киеве исключили «Минск-3» и заморозку конфликта с Россией 13 мар, 22:40, Статья В районе пожара в Новороссийске выявили превышение ПДК вредных веществ 13 мар, 22:29, Новость Канада выделила Украине первый транш из доходов от активов России 13 мар, 22:05, Статья В Суджанском районе нашли 150 человек из числа пропавших без вести 13 мар, 22:01, Новость
Газета
Выборам урежут рекламу
Газета № 149 (2405) (1808) Политика,
0

Выборам урежут рекламу

ЦИК решил сэкономить на информировании избирателей
В этом году ЦИК будет меньше информировать о выборах в Госдуму. Из-за дефицита средств почти не будут использоваться билборды и другая наружная реклама, избирателей позовут на участки с помощью бесплатного телеэфира
Подготовка к выборам депутатов Госдумы России в Крыму
Подготовка к выборам депутатов Госдумы России в Крыму (Фото: Виктор Коротаев/Коммерсантъ)

Плакаты не по карману

С 15 августа ЦИК начал информировать избирателей о предстоящих выборах. Речь идет главным образом о трансляции видеороликов на государственных телеканалах — по закону они предоставляют ЦИКу до 15 минут в неделю бесплатного эфирного времени.

Наружной рекламы с информацией о предстоящих выборах в Москве и регионах в этом году практически не будет, сообщила РБК секретарь ЦИКа Майя Гришина, которая курирует информирование избирателей.

Это связано с тем, что бюджет ЦИКа урезали с 14 млрд до 10 млрд руб., поэтому на этой статье расходов решено было сэкономить. По словам Гришиной, Центризбирком при агитации ограничится только использованием бесплатного эфирного времени на государственных каналах.

На подготовку и проведение выборов в 2016 году Минфин заложил 10,4 млрд руб. — меньше, чем просил ЦИК, оценивший стоимость кампании в 14,7 млрд.

«Наружная реклама будет практически только на условиях социальной рекламы, если нам разрешат ее разместить бесплатно. Денег очень мало», — отметила Гришина.

По ее словам, на прошлых выборах Госдумы ЦИК распределял по региональным избиркомам федеральные средства на информирование избирателей в рамках «информационно-разъяснительной деятельности», но теперь в целях экономии пришлось от этого отказаться.

Информирование избирателей через «наружку» ложится на плечи кандидатов, которые будут распространять агитационный материал, а также за десять дней до дня голосования участковые комиссии будут распространять приглашения с указанием, на какой участок надо приходить голосовать, рассказал председатель одной из муниципальных ТИК (территориальных избирательных комиссий. — РБК) Московской области, подтвердив, что средств на информирование избирателей не хватает.

Ролики и сайты

Собеседник в муниципальной ТИК подтвердил, что наружной рекламы, скорее всего, не будет, и отметил: «Из информирования у нас только то, что делает ЦИК на телевидении в рамках бесплатной рекламы». По его словам, еще предыдущий созыв ЦИКа предупреждал, что нельзя урезать зарплату членам территориальных и участковых комиссий, а это довольно большая доля средств. Членов комиссий по всей стране — почти миллион человек.

О планах сократить затраты на информирование избирателей говорил в конце 2015 года тогдашний председатель ЦИКа Владимир Чуров. Он подчеркнул, что в новой смете «основной упор сделан на сохранение уровня оплаты труда участковых избирательных комиссий и территориальных избирательных комиссий» и на сохранение «обязательных вещей» — печати бюллетеней и открепительных удостоверений.

«Все остальное сокращено по максимуму. В том числе мы предлагаем отказаться от традиционных информационных роликов, плакатов. То есть все, что напрямую не связано с организацией голосования, все исключено», — цитировал Чурова ТАСС.

Информирование избирателей перед думскими выборами в 2011 году обошлось Центризбиркому в 219,8 млн руб., из них на растяжки​​, баннеры и билборды ушло 104,48 млн руб., следовало из отчета ЦИКа по выборам. Разработка единой концепции информационно-разъяснительных материалов в 2011 году обошлась в 8 млн руб.

В этом году ЦИК разместил на портале госзакупок заявку на контракт стоимостью 21,2 млн руб. Согласно описанию контракта, помимо разработки видеороликов ЦИК заказал создание аудиороликов, разработку промосайта — подраздела на сайте ЦИКа, посвященного выборам, который запустится с 22 августа. Также на эти средства разработана общая концепция информационного сопровождения избирательной кампании и ее единого стиля.

В контракт входит в том числе и разработка концепции наружной рекламы, отметила Гришина. Регион может ее использовать, а на что будет изготовлять и распространять печатную продукцию, региональные избиркомы должны решать сами, добавила секретарь Центризбиркома.

Меньше интереса к выборам

По данным опроса Левада-центра, интерес россиян к выборам Госдумы снизился на четверть по сравнению с кануном выборов 2011 года. Социологи провели опрос за два месяца до дня голосования и пришли к выводу, что всего 45% беседуют о выборах в своем кругу или слышат такие разговоры. За два месяца до думских выборов 2011 года таковых было 62%.

По мнению замдиректора Левада-центра Алексея Гражданкина, это объясняется отсутствием серьезной политической интриги и переносом выборов на сентябрь. Кампания проходит в разгар отпусков, когда избиратели в меньшей степени заняты политическими вопросами, пояснил он.

«Денег в стране мало, большинство граждан поддержали бы идею сокращения финансирования избирательной кампании. С другой стороны, чем меньше привлекается внимания к этой кампании, тем больше шансов у партии власти не растерять свои позиции в дни выборов», — считает он. Делается ли это целенаправленно с расчетом не привлекать внимание к кампании или в целях экономии, сказать сложно, однако результат этого решения будет таков, добавил Гражданкин.

Впрочем, по мнению политолога Александра Кынева, траты на наружное информирование избирателей о выборах приносят мало пользы. «Если информирование избирателей о времени и месте голосования необходимо, то билборды с призывом приходить на выборы — это та же самая агитация, которая, наоборот, только создает риски пересечения с целевой аудиторией одной из партий», — считает он. В предыдущие кампании неоднократно размещаемые региональными избиркомами материалы практически полностью визуально совпадали с агитационными материалами «Единой России», уточнил эксперт.

Исследование РБК: на что живут и чем богаты кандидаты в Госдуму