Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00:00
Реклама 00:00
Прямой эфир
Пропустить рекламу можно через
Лента новостей
Кремль сообщил о переносе совещания Путина с кабмином после звонка Трампа 03:28, Новость Bloomberg узнал о просьбе Украины к США о замороженных активах России 03:16, Статья В Европе поддержали целостность Украины после слов Хегсета о границах 03:09, Новость Во французском Гренобле в результате взрыва в баре пострадали 12 человек 02:37, Новость Радиостанция «Судного дня» передала 25 сообщений за сутки 02:17, Новость Трюдо отверг идею о присоединении Канады к США в качестве 51-го штата 02:04, Новость Трамп рассказал, что ответил Путин на идею о перемирии 01:52, Статья В Израиле поженились дочь главного раввина России и сын раввина Одессы 01:38, Новость Военный самолет США упал в залив у побережья Калифорнии 01:14, Новость Швейцария отказалась признавать решения российских судов 00:55, Новость «Талант надо отработать». Принципы Ирины Винер 00:51, Статья Трамп счел вступление Украины в НАТО «непрактичным» 00:44, Статья Директор МАГАТЭ назвал причину отмены ротации инспекторов на ЗАЭС 00:38, Новость Росреестр напомнил, что изменится в сделках с землей с 1 марта 00:26, Новость Адвокат раскрыл местонахождение освобожденного в США Винника 00:03, Статья Объем сделок с уходящими из России иностранцами сократился втрое 00:00, Статья В Одессе прогремели взрывы 00:00, Новость Трамп назвал возможное место встречи с Путиным 12 фев, 23:58, Статья Эксперты назвали возможный следующий шаг после разговора Путина и Трампа 12 фев, 23:53, Статья Порошенко назвал провокацией решение СНБО ввести против него санкции 12 фев, 23:44, Статья
Газета
Почему российские вузы далеки от вершин рейтингов
Газета № 163 (2419) (0709) Общество,
17 826
Виталий Баган

Почему российские вузы далеки от вершин рейтингов

Виталий Баган
Мировые рейтинги лучше всего оценивают так называемые классические университеты, где соблюдается оптимальное сочетание естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Большинство ведущих российских вузов к их числу не относится

В опубликованном 6 сентября глобальном рейтинге университетов QS представлено уже 22 российских вуза. Число наших университетов в топ-400 того же рейтинга увеличилось с пяти до восьми. Новосибирский госуниверситет впервые вошел в топ-300, Томские политех и госуниверситет, в прошлом году остававшиеся в пятой сотне, в этот раз переместились в четвертую, а московский Физтех сделал скачок вверх сразу на 81 пункт — на 350-ю позицию. Прогресс российских вузов можно назвать выдающимся, но все позиции по-прежнему далеки от топ-100. Смогут ли российские вузы к 2020 году все же войти в заветную первую сотню?

С 2013 года российские вузы прикладывают титанические усилия, чтобы в конце семилетнего срока программы попасть в первую сотню одного из трех глобальных университетских рейтингов. Указ об этом был подписан президентом России в 2012 году, на его основе разработали национальный «Проект 5–100». Это большая программа, включающая административные, финансовые, образовательные меры, которые помогают российским вузам повышать свою глобальную конкурентоспособность. Рейтингов выбрано три: британские Times Higher Education и Quacquarelli Symonds (QS), а также китайский рейтинг ARWU. Вузов для интенсивного развития было выбрано сначала 15, затем их пул расширили до 21 (кстати, МГУ и СПбГУ, имеющие особый статус, в программу не входят). Прошло три с половиной года с тех пор, как университеты начали изучать правила глобальной конкуренции и пытаться следовать им. Впереди ровно столько же. Вузы движутся быстро, но хватит ли им скорости «добежать» до сотни?

Изменчивые правила

Главная сложность «игры в рейтинги» заключается в том, что ее правила никогда не стоят на месте. Меняются методики рейтингов, их состав, и проще жить университетам от этого не становится. Во-первых, кроме России есть целый ряд стран с сильной амбицией сделать свое образование интересным всему миру, — это и другие страны БРИКС, и быстрорастущие экономики Азии и Восточной Европы. Год от года в мировых рейтингах все больше участников и все сильнее конкуренция — в рейтинге QS этого года оцениваются уже 4300 университетов, хотя в прошлом году из было 3800. Примерно такими темпами и растет сегодня мировой рынок высшего образования, поэтому необходимо бежать быстро, чтобы хотя бы от него не отставать.

Больше всего мировые рейтинги следят за репутацией вузов. Сегодняшний QS World University Rankings — это рейтинг на 50% репутационный. Методология его состоит из шести индикаторов, из которых половина по весу — это академическая репутация за пять лет (40%) и репутация среди работодателей за пять лет (10%). И только оставшаяся половина учитывает соотношение доли преподавателей к студентам (20%), долю научных цитирований (20%), долю иностранных студентов (5%) и сотрудников (5%). То есть для того, чтобы в нем расти, нужно, чтобы тебя знали и уважали.

Для того, чтобы измерить репутацию, рейтинговые агентства собирают и опрашивают собственные пулы экспертов, как академических, так и работодателей. Экспертов должно быть много, они должны быть из разных сфер, так, чтобы общие усредненные показатели давали картину, максимально близкую к реальности. Так вот, экспертов в рейтингах тоже год от года становится все больше. Это приводит к тому, что баллы текущего года уже нельзя сравнивать с баллами прошлого года — даже если за каждый отдельно взятый вуз проголосует больше экспертов, чем раньше (в абсолютном выражении), балл его при этом все равно может упасть. Именно это произошло в текущем году с репутацией российских вузов среди работодателей: с одной стороны, есть объективный рост востребованности наших выпускников, при этом балл по этому показателю у наших университетов упал — просто за счет добавления значительного количества работодателей из других стран.

Но тем ценнее результат российских университетов, которые, несмотря на меняющиеся правила, так сильно улучшили свои позиции. Среди лидеров — МФТИ, ТГУ, ТПУ и МИФИ, прибавившие от 50 до 100 пунктов. Интересно сравнить динамику роста университетов, участвующих и не участвующих в программе 5–100. Уже упоминавшиеся МГУ и СПбГУ или, к примеру, МГТУ им. Баумана стабильно и достаточно высоко присутствуют в рейтингах, но почти в них не растут. А вузы — участники программы резко наращивают позиции.

Битва с классикой

В прошлом году за отсутствие продвижения в общем рейтинге QS наши университеты активно критиковали многие, в том числе Счетная палата. И только специалистам было понятно, что результат прошлого года — это следствие изменения методологии рейтинга, где вдруг увеличился вес гуманитарных и общественных наук во имя все той же репрезентативности. А мы хорошо знаем, что сильная сторона российских университетов — как раз естественные и инженерные науки.

Общие рейтинги адекватнее всего оценивают так называемые классические университеты. Обычно под этим термином понимается вуз, где студенты получают широкий спектр базовых знаний в различных областях науки, соблюдая оптимальное сочетание естественно-научных и гуманитарных дисциплин, и где в науке преобладают фундаментальные, а не прикладные исследования. Вот почему стандартно высокие места в глобальных рейтингах занимают условные Оксфорд и Стэнфорд. Вот почему и наши классические университеты и без дополнительного стимулирования держатся в них сравнительно высоко.

А теперь взгляните на вузы, участвующие в нашей национальной программе развития. Что в них изучается? Физика, математика, инженерные науки, медицина, ядерные технологии. Общие и гуманитарные дисциплины в наших специфических вузах если и есть, но точно не на таком уровне, чтобы завоевать мировое признание.

Для того, чтобы оценивать специфические «неклассические» университеты, придуманы предметные рейтинги. Все те же три рейтинговых агентства — и THE, и QS, и ARWU — помимо общих рейтингов (таких как опубликованный сегодня) регулярно составляют отдельные рейтинги по разным областям. В них российские вузы чувствуют себя несравнимо лучше: скажем, МФТИ и НГУ в этом году входят сразу в пять предметных рейтингов все того же QS по 28 предметным областям. В рейтинге THE по физике три вуза уже находятся в первой сотне. Физика — наше профильное направление, и мы с полным основанием рассчитываем в ближайшие год-два попасть по ней в сотню всех трех целевых рейтингов.

Но если возвращаться к общим рейтингам, надо отметить, насколько ценнее результат вузов в этом году: большинство вошедших в него университетов прибавили от 30 до 100 позиций. Это означает, что наша репутация в сфере отдельных дисциплин и технологий настолько высока, что даже «проседание» по гуманитарным критериям не мешает нашим вузам расти. В целом аналитики рейтинга отмечают, что большинство российских университетов улучшили показатели по «интернационализации», т.е. по доле иностранных студентов и по доле иностранных преподавателей, а также благодаря огромной работе по повышению узнаваемости в международном академическом сообществе (та самая «академическая репутация»).

Предметный разговор

В стратегии развития вузы делают ставку на разных «лошадок». Физтех сделал ставку на науку. Мы добиваемся роста академической репутации через создание высококлассных лабораторий и повышение их эффективности. Несмотря на «размывание» баллов, наша научная репутация растет, а эффективность научных исследований (которую QS измеряет по количеству цитирований научных публикаций на одного сотрудника) вышла уже на второе место в России.

При этом мы хорошо понимаем, что у большинства российских вузов, с учетом изложенной выше «неклассической» специфики, есть предел для роста. Если МГУ или СПбГУ — университеты классические, что и видно по их позициям, то МФТИ никогда не сможет полноценно конкурировать с Кембриджем, а МИСиС с Йелем, если только мы не решим бросить силы на развитие гуманитарных направлений.

И вот тут российское образование оказывается на развилке: начинать ли во имя рейтингов развивать непрофильные направления и учить физиков литературе, а химиков истории? Или признать, что общие рейтинги не могут дать адекватной оценки российскому образованию, и поставить себе задачу расти в рейтингах предметных? Этот вопрос в какой-то момент серьезно стоял и перед инициаторами программы 5–100, и перед профильными ведомствами в сфере высшей школы, и перед самими вузами. Сейчас понятно, что перспектива попадания в сотню международных предметных рейтингов (особенно за оставшиеся три года) для российских вузов более реальна, чем перспектива попасть в общие. Более того, в предметных рейтингах наши амбиции позволяют не ограничиваться топ-100, но войти и в топ-50 и даже в топ-25. Причем так мы значительно сильнее продвинем престиж нашего образования — ведь абитуриенты, как показывают опросы, ориентируются именно на отдельные предметы. Но главное помнить, что рост в рейтингах для российского образования — не самоцель, а только повод. Повод совершенствоваться, конкурировать и быть с миром на равных.

Об авторах
Виталий Баган начальник управления стратегического развития МФТИ
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.