Что держит ставку
Руководство ФРС 21 сентября, в среду, по итогам двухдневного заседания озвучит решение касательно процентной ставки. Подавляющее большинство участников рынка и аналитиков (в частности, 90% аналитиков, опрошенных CNBC, 73,8% экспертов, опрошенных WSJ, и 85% опрошенных Financial Times) сходится во мнении, что регулятор не повысит ставку.
Итоги встречи руководителей Федеральной резервной системы станут известны в 21:00 мск. ФРС также опубликует новые прогнозы по экономике (на сентябрьском заседании предусматривается ежеквартальный пересмотр денежно-кредитной политики), а председатель Джанет Йеллен выступит на пресс-конференции.
Ожидания сохранения ставки рынок демонстрирует второй месяц подряд, несмотря на довольно жесткий настрой чиновников ведомства касательно повышения в последнее время. В конце августа глава ФРС Джанет Йеллен на международной финансовой конференции в Джексон-Хоуле заявляла, что регулятор продолжает считать постепенное повышение ставки правильной мерой для удержания уровня занятости и инфляции на целевом уровне и что основания для повышения усилились (в их числе позитивная статистика на рынке труда, удовлетворительные данные по инфляции и положительные изменения в экономике на фоне роста расходов домохозяйств). В то же время она подчеркнула, что решение ФРС о повышении ставки по-прежнему зависит от поступающих макроэкономических данных.
Исходя из августовских данных, в экономике США сохраняется неопределенность. Как писала WSJ в начале сентября, от повышения на предстоящем заседании ФРС могут удержать последние данные по безработице. Ее уровень в августе не меняется третий месяц подряд — 4,9%, или на 0,1 п.п. ниже ожиданий аналитиков, опрошенных Reuters. В августе в США появилась 151 тыс. новых рабочих мест — на 30 тыс. ниже ожиданий опрошенных Bloomberg аналитиков. Июльские данные по числу рабочих мест были повышены с 255 тыс. до 275 тыс., а июньские, напротив, понижены с 292 тыс. до 271 тыс. Как пояснял FT бывший сотрудник ФРС, экономист Northern Trust Карл Танненбаум, августовские данные довольно неплохие, но тем не менее их недостаточно для того, чтобы убедить чиновников ФРС в необходимости повысить ставку в сентябре.
Помешать повышению могут и вялые данные по промышленному производству: в августе индекс деловой активности в этой отрасли упал с июльских 52,6 до 49,4%. Производительность труда во втором квартале сокращается третий квартал подряд — на 0,6%. Уменьшилось и число рабочих мест в производственном секторе — на 14 тыс. Как объяснял Майкл Гапен из Barclays, «производственный сектор США вернулся к стагнации после некоторого улучшения в последние месяцы». По его мнению, рост расходов на оплату труда и замедление производительности спровоцируют сокращение прибыли компаний. Инфляция в августе выросла в годовом исчислении до 1,1% (в июле она составляла 0,8%) — ниже целевого значения ФРС в 2%.
До конца года ФРС проведет еще два заседания — в ноябре и декабре. Некоторые чиновники ФРС, в том числе глава Федерального резервного банка Филадельфии Патрик Харкер, говорили о целесообразности двукратного повышения до конца 2016 года.
Член совета управляющих ФРС Лейл Брейнард, в свою очередь, 12 сентября призвала ФРС не повышать процентные ставки излишне быстрыми темпами, хотя и отметила позитивные изменения в американской экономике. Ее выступление было последним перед так называемой «неделей молчания», когда руководство ФРС в течение семи суток перед заседанием не должно комментировать денежно-кредитную политику.
Большинство участников рынка ожидают, что ставка будет повышена один раз — в декабре.
Долгосрочные перспективы
Один из вопросов предстоящего заседания, к которому приковано наибольшее внимание экономистов, — долгосрочные планы ФРС касательно уровня процентных ставок в экономике, переживающей самый медленный рост производства, производительности и инфляции за прошедшие десятилетия.
Как ожидается, ведомство в очередной раз понизит прогноз по «нейтральной процентной ставке». Это целевое значение по федеральным фондам, обеспечивающее оптимальный уровень экономического роста и инфляции. В 2007 году — до возникновения глобального финансового кризиса и до того, как ФРС в попытке ликвидации его последствий начала резко снижать ставку, — целевое значение равнялось 5,25%. За последние четыре года усредненный прогноз по нему понижался несколько раз: с 4,25% в июне 2012 года до 3,75% в июне 2015 года и 3% в июне 2016 года. В числе ключевых причин понижения низкая производительность труда, старение населения, рост социального неравенства и пониженная склонность к риску у инвесторов по всему миру. Снижение нейтральной означает, что у ФРС и других центробанков остается все меньше потенциала для воздействия на экономическую ситуацию.
Как сообщает Reuters, разговоры с чиновниками ФРС позволяют предположить, что на предстоящем заседании ведомство ухудшит долгосрочный прогноз по нейтральной ставке, тогда как усредненный прогноз снизится до 2,75%. Таким образом, ФРС будет вынуждена признать, что прогноз в отношении нейтральной был слишком оптимистичным в четвертый раз за последние 15 месяцев.
Снижение прогноза по целевому значению оказало бы серьезное влияние на денежно-кредитную политику, поскольку указывало бы на то, что нынешняя политика не настолько стимулирует экономику, как ожидалось, писал в августе бывший председатель ФРС Бен Бернанке. Похожую точку зрения озвучивал в августе президент Федерального резервного банка (ФРБ) Нью-Йорка Уильям Дадли, который в интервью Fox Business Network отмечал, что ФРС «приближается» к повышению ставок, но «в данный момент денежная политика не особо стимулирующая».
Ожидаемое снижение долгосрочного прогноза по целевому значению означает более низкие темпы дальнейшего повышения и указывает на меньшее количество повышений в течение более длительного периода, чем ожидали чиновники ФРС и инвесторы. То есть чем хуже прогноз, тем меньше ФРС придется беспокоиться об ужесточении денежно-кредитной политики, что могло бы оправдать неоднократные переносы решения по повышению.
По мнению главы ФРБ Сан-Франциско Джона Уильямса, в результате повышение ставки ФРС будет «самым пологим в американской истории» или, как отметил глава ФРБ Далласа Роберт Каплан, «гораздо более умеренным», чем когда-либо ранее. «Поскольку до нейтрального значения нужно пройти меньшее расстояние, повышение кажется не столь срочным» даже для тех управляющих, которые склоняются к ужесточению денежной политики, писал в августе Бен Бернанке.
ФРС не повышала ставку в 2016 году. В декабре прошлого года ведомство сообщало, что повысит ее в 2016 году четыре раза, но на фоне замедления роста глобальной экономики, волатильности финансового рынка и слабой инфляции в США прогноз по ставке уменьшился до двух повышений. В 2017 году ожидается, что регулятор повысит ставку три раза.